В этот день родился гениальный Сергей Эйзенштейн

Автор 22/01/2017 | Оставить комментарий

Говорят, что телевидение ˜– враг кинематографа. Но только не для такого гения, каким был Сергей Эйзенштейн. Он не снимал сериалы, он даже не вел трансляции парадов с Красной площади. Но он смог угадать основные черты медиа, победившего искусство, которому режиссер посвятил всю свою жизнь. Сергей Эйзенштейн — это Леонардо да Винчи XX века. В своем теоретическом наследии он смог объединить все виды искусства, предшествовавшие появлению кино. Он обращался не только к художественной культуре, но и к новейшим научным разработкам и открытиям. В его текстах много отсылок к открытиям, которые еще придется сделать человечеству. Именно поэтому иногда это затрудняет чтение и понимание его текстов.

Сергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн

Сегодня, в XXI веке, мы обладаем необходимой терминологией для работы с рядом вопросов. Эйзенштейн, не зная этих формулировок, очень точно описывал сами явления. В своих исследованиях он уделил место и зарождавшемуся феномену телевидения. Совсем немного размышлений на тему природы малого экрана позволяют понять главное — Эйзенштейн увидел и предсказал саму суть нового медиа.

Сергей Эйзенштейн родился 22 января 1898 года в Риге в немецко-русской семье инженера с еврейскими корнями, архитектора, действительного статского советника Михаила Осиповича Эйзенштейна и дочери состоятельного купца Юлии Ивановны (урождённой Конецкой). Сергей рос очень замкнутым в себе слабым и болезненным мальчиком. По мере взросления проблем в воспитании своим родителям он почти не доставлял, был во всем послушным и воспитанным юношей, которому легко давались гуманитарные науки. Маленький Сергей получил солидное и разностороннее домашнее образование, знал английский, немецкий и французский языки, был хорошо знаком с русской и мировой литературой, занимался фотографией, ставил любительские спектакли, увлекался рисованием.

Несмотря на явные успехи сына в гуманитарных науках отец хотел, чтобы Сергей продолжил его доходное и респектабельное дело. В 1915 году Сергей окончил Рижское реальное училище, потом учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1917 года Сергей Эйзенштейн был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск, а после ее расформирования 18 марта 1918 года вступил в ряды Красной Армии. В сентябре он выехал с эшелоном на северо-восточный фронт. Эйзенштейн прошел путь от телефониста до техника и поммладпрораба, был сапером, техником-строителем, одновременно участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер. В 1920 году Сергей Эйзенштейн был отправлен на учебу в Москву в Академию Генерального штаба на восточное отделение для изучения японского языка, но военным переводчиком не стал.

Фото: http://chtoby-pomnili.com/

Фото: http://chtoby-pomnili.com/

В начале 1920-х годов два года Сергей Эйзенштейн был слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Мейерхольда. Свой первый спектакль в театре Эйзенштейн поставил по пьесе Алексея Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В 1924 году Сергей Эйзенштейн перешел в кино, а в 1925 году совместно с Григорием Александровым, Максимом Штраухом и Иваном Пырьевым выпустил первый фильм «Стачка».

Вспомним фильмы Эйзенштейна:

Фильмография Сергея Эйзенштейна:

1923 — Дневник Глумова

1924 — Стачка («Чёртово гнездо», «История стачки»)

1925 — Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)

1927 — Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)

1929 — Штурм Ля Сарраса / The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтагу и Гансом Рихтером)

1929 — Старое и новое («Генеральная линия»)

1930 — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale

1931 — Землетрясение в Оахаке (документальный)

1931 — Да здравствует Мексика! (не был завершён; в 1979 году доработан Г. Александровым)

1933 — Эйзенштейн в Мексике / Eisenstein in Mexico (документальный)

1933 — Буря над Мехико

1934 — День смерти / Death Day (короткометражный)

1935-37 — Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)

1938 — Александр Невский

1940 — Время на Солнце / Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым)

1941 — Мексиканская симфония / Mexican Symphony

1941 — Свободная земля / Land of Freedom

1941 — Идол надежды / Idol of Hope

1941 — Обретение креста / Conquering of Cross

1941 — Семена Свободы / Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером)

1944 — Иван Грозный (1-я серия)

1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»), в прокате с 1958 года 1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия).

 

Статьи по теме




Поделитесь новостью в социальных сетях

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Баннер Подписка

Подать объявление в газету

Баннер 3А

Реклама

Скажи, что ты думаешь

Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы была такая возможность?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...

Баннер Полезные телефоны

Баннер 3B

Реклама

Баннер 3А

Реклама