В этот день 195 лет назад кит протаранил китобойное судно

Автор 20/11/2015 | 1 Комментарий

В 1820 году американское китобойное судно «Эссекс» было несколько раз протаранено гигантским китом. Судно водоизмещением 238 тонн вышло на промысел из порта в штате Массачусетс в 1819 году. В течение почти полутора лет экипаж бил китов в южной части Тихого океана, пока кашалот не положил этому конец.

Рисунок члена команды "Эссекса" Томаса Никерсона, изображающий момент тарана судна китом Фото: http://www.liveinternet.ru

Рисунок члена команды «Эссекса» Томаса Никерсона, изображающий момент тарана судна китом Фото: http://www.liveinternet.ru

20 матросов на трех крошечных шлюпках добрались до необитаемого острова Хендерсон, входящего ныне в состав британских островов Питкерн. Дальнейшие пути моряков разделились: трое остались на острове, а большая часть решила отправиться на поиски материка. Голод, жажда и каннибализм погубили почти всех, только через 95 дней после нападения кита капитана Полларда и еще одного моряка спасло другое китобойное судно. Первый помощник Чейз, спасшийся на другой шлюпке, написал отчет о «приключении», вдохновившем Германа Мелвилла на создание романа «Моби Дик».

Киты – одни из самых загадочных и до сих пор мало изученных морских животных. Естественно, что испокон веков они привлекали внимание не только учёных, но также писателей и кинематографистов. И хотя снимать китов не так уж просто, за всю историю кино было выпущено достаточно много достойных картин, в которых киты зачастую играют не последнюю роль, а иногда даже затмевают собой актёрскую игру.

Вспомним 5 наиболее известных лент в истории кино, в которых китам уделено  значительное место.

 

 

Статьи по теме




Поделитесь новостью в социальных сетях

  • Виктор Арведович Ивонин

    В этот день 70 лет назад из Одессы в море вышла китобойная флотилия «Слава». Она состояла из китобазы (корабль матка) с 15 малыми китобойцами-охотниками. Корабль-матка имел пять палуб, водоизмещение 28 000 тонн, длину 150 м, ширину 22 м и скорость хода 12 узлов. Экипаж китобазы — 350 чел. Малые китобойцы имели водоизмещение около 500 т., экипаж 35 чел, и могли развить скорость до 14,5 узлов (паровые машины на угольном топливе, позднее на мазуте). База и флотилия получили название «Слава», китобойцы обозначались именем флотилии и номером.

    В 1945 году китобойная флотилия «Слава» отправилась в первую антарктическую экспедицию — впервые в истории русского рыболовного флота. 28 января 1946 года флотилия «Слава» (китобоец-охотник «Слава-4») добыла первого кита — финвала длиной в 20 м. Главной базой флотилии была Одесса, свежие припасы, воду и топливо брали обычно в Кейптауне, позднее — в Монтевидео. В первом рейсе было добыто 384 кита, во втором — 820, а в третьем добыча превысила тысячу китов. Рекордным стал 17-й рейс — более 2000 китов. Начиная с 11-го рейса использовался поисковый вертолёт.

    Дальний китобойный промысел рассматривался руководством СССР как важное подспорье для восстановления экономики: жир китов применялся в пищевой, кожевенной, мыловаренной и других отраслях промышленности. По оценкам один рейс «Славы» заменял забой более 2 миллионов голов овец. Кашалотовый жир применялся в текстильной, химической промышленности, спермацет кашалота и амбра — в парфюмерии и косметологии. Из мяса китов производили колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени — вырабатывали витамины, лечебные препараты, в частности, инсулин. Кормовая мука и упаренные бульонные концентраты добавлялись в корм животных и птиц. Делались попытки использовать шкуру кашалота в кожевенной промышленности — для изготовления обувных подошв. Один рейс «Славы» давал в начале 1950-х годов более 80 млн руб. прибыли.

    В 1955 году в СССР были разработаны дизель-электрические китобойцы типа «Мирный» (проект 393). Они имели водоизмещение 1270 тонн, длину 63,6 метра, ширину 9,5 метра. Стальной корпус позволял действовать в разреженном льду. Экипаж китобойца состоял из 31 человека. Четыре дизель-генератора по 900 л.с. позволяли развивать максимальную скорость до 17,2 узлов. По проекту силовая установка была двухвальной, однако серийные суда имели только один винт. Теперь киты, даже самые резвые — сейвалы и малые полосатики, — оказались полностью доступны для промысла.

    Итак, в составе флотилии был один большой корабль, а вокруг него бегали маленькие китобойцы. Загарпунив кита они тащили его к кораблю матке, а там поднимали на борт и разделывали полностью на 100%.

    И это самое интересное. Именно так была построена и экономика Сосьвы. В качестве корабля-матки выступала, недавно закрытая колония, а вокруг неё паслись сосьвинские малые и частные предприниматели. Потеря «корабля-матки» в Сосьве означал крах привычной организации бизнеса. Именно поэтому и состоялся весенний митинг предпринимателей в Сосьве. Теперь малому бизнесу предстоит либо найти новый «корабль-матку», либо выстроить взаимодействие малых предприятий по технологической цепочке. Это вторая форма организации малого бизнеса, когда, к примеру, один режет трубу, второй нарезает на ней трубу, третий приваривает кран, четвёртый красит, пятый продаёт готовую трубу с резьбой и краном. Выигрыш тут в специализации каждого предприятия. Так работает малый бизнес Германии. Так и в Сосьве нужно бизнес организовывать.

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Баннер Подписка

Подать объявление в газету

Баннер 3А

Реклама

Скажи, что ты думаешь

Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы была такая возможность?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...

Баннер Полезные телефоны

Баннер 3B

Реклама

Баннер 3А

Реклама