Привет Уралу с вершины эрратических валунов

Автор 25/08/2018 | Оставить комментарий

Sorry, there are no polls available at the moment.

Реакция моих друзей, когда они узнавали, что я еду на Воттоваару, была примерно одинаковой: одни интересовались нет ли среди участников тургруппы жертвенного козла, другие просили ничего на горе не трогать, чтобы случайно не открыть какой-нибудь портал. При этом ни те, ни другие о Воттовааре до того момента ничего не слышали. И на вопрос, чем вызваны, пусть шуточные, но опасения, отвечали, дескать, название навевает. Ну, в общем-то, ошиблись они не во всем.

Воттоваара – гора, надежно прописавшаяся в десятке самых загадочных, таинственных, мистических (и так далее – списков множество) мест России.

Один из многочисленных сейдов Воттоваары. Фото: Татьяна Комарова.

Один из многочисленных сейдов Воттоваары. Фото: Татьяна Комарова.

Пейзаж Воттоваары сомнений в том, что территория странная, не оставляет – это чередование мертвых деревьев, витиевато закрученных неведомой силой, и множества валунов разного размера, одни из которых «поставлены» на «ножки», другие расколоты под ровными углами ровными прямыми, какие-то глыбы отполированы до фабричной гладкости, иные балансируют на «честном слове».

Возвышается мрачное великолепие над тайгой и зеркальными озерами, в которых отражается небо до самого горизонта. По законам жанра располагается ландшафтный памятник природы в труднодоступном месте – около 30 километров леса и болот от ближайшего населенного пункта малонаселенной Карелии – поселка Гимолы (ударение на первый слог).

Несмотря на то, что жутко красивое место на сегодня является жутко популярным в определенных кругах людей, каких-то организованных на регулярной основе экскурсий или туров из Петербурга, нет. Попасть на высшую точку Западно-Карельской возвышенности, коей является Воттоваара, можно либо с каким-нибудь тур-клубом, либо «дикарями». Поезд из Петербурга до станции «Гимольская» отправляется дважды в неделю, из Петрозаводска, административного центра Карелии, почаще – трижды.

В центре горы - амфитеатр естественного происхождения. Фото: Екатерина Баязитова

В центре горы — амфитеатр естественного происхождения. Фото: Екатерина Баязитова,

Уверенные в себе люди дальше могут идти пешком. Все остальные могут договориться с местными о трансфере: отвезут и заберут в оговоренное время, а еще вытянут из болот смельчаков, уверенных не только в себе, но и в своем транспорте. От грунтовой дороги до самой горы идти придется сразу вверх. Хоть Воттоваара относительно невысока – 417 м – подъем на некоторых участках очень крут. Благо, пролегает между деревьев, за которые можно ухватиться, и из самой тропы торчат камни, которые можно использовать, как ступени.

От победы к смерти
Воттоваару многие ошибочно называют Смерть-гора. Судя по подписям к фото в социальных сетях, многие туристы абсолютно уверены, что именно так название переводится с карельского или с финского (или с какого-нибудь другого) языка. Но нет. В финском, карельском и саамском языках слово по звучанию и написанию схожее с «вотто» означает победу, «ваара» – гора, сопка. Ударение в каждом из слов на первый слог и в составном слове, соответственно, два ударения. Гора Смерти в Карелии тоже есть и находится она тоже недалеко от Гимол – в нескольких километрах от Воттоваары. Здесь никакой мистики и легенд – все реально и трагично: в годы Великой Отечественной войны на этой сопке в ходе боев от рук фашистов погибло большое количество партизан.

Чьих рук дело?
Панорамный вид на Карелию и живописные пейзажи – это очень хорошо, но не основная цель большинства туристов, рвущихся на Воттоваару. Славится место сейдами, версиями об их происхождении и, конечно, легендами куда ж без них!

Сейды – это конструкции из камней, фрагменты скал или просто огромные (и не очень) валуны, отдельно стоящие, которые у древних саамов считались священными (священные деревья называются «карсикко»). Изложений много: либо в сейдах жили духи, либо оставленные ушедшими на промысел рыбаками части душ, дабы в случае гибели они не достались морскому чудовищу. По самой распространенной версии, в сейды превращались саамские колдуны – нойды, отошедшие в мир иной. А это значит, что через сейды с этим миром можно «законтачиться». Чуть западнее, на европейском севере, вместо колдунов сейды после себя оставляли эльфы. Звучит красиво и сказочно, но глядя на пейзаж Воттоваары – все-таки колдуны. К разным сейдам обращались с разными просьбами, каким-то приносили жертвы, к каким-то подходить можно было только в определенное время, а к каким-то запрещалось подходить женщинам и детям.

На Воттовааре таких сейдов насчитывается свыше полутора тысяч. Уже несколько десятилетий длится спор об их происхождении: природа-матушка, точнее, ледник-батюшка, или же некие разумные создания приложили титанические усилия.

Дело в том, что часть огромных валунов очень устойчиво стоит в очень неустойчивом положении: на наклонной поверхности либо водрузившись на несколько (в основном — три!) камня значительно меньшего размера. Последние называют «камни на ножках».

Официальная наука объясняет, что валуны принес и оставил в таком положении ледник: лед растаял, камни опустились на землю. Называют таких «пришельцев» эрратическими валунами. «Камни на ножках», считается, появились также, только удачно опустились на другие камни. Талая вода и ветер вымыли и выдули из-под них песок и булыжники поменьше, оставив только те, что плотно зажаты тяжестью самого валуна. Деятельностью «творческого» ледника, который ставил глыбы на три ножки, объясняется и удивительная гладкость многих скал и каменных плит на Воттовааре, дескать, таял и песком полировал.

Возможно, так и есть – таял-то не одну весну, но, все же, глядя на некоторые горизонтальные и диагональные поверхности, не веришь в их нерукотворность – настолько ровный срез, настолько отполированы, что ступая протекторной подошвой, боишься поскользнуться, а некоторые скопления камней очень похожи на полигональную кладку, а не на треснутый монолит…

Противники природной версии устроения Воттоваары задают вопрос, откуда на поверхности ледника взялось такое количество многотонных камней, такая точность в их «посадке», качество «полировки» сравнивают с действием современных технологий (а то и превосходящих их), указывают на наличие прямых углов, что для природы не свойственно, и четких геометрических форм.

Некоторые плиты очень похожи на обработанные, какие-то даже вырезаны в форме лестниц и это не только «лестница в небеса». В хаотичном расположении сейдов на Воттовааре сторонники существования древней цивилизации видят некий порядок и, более того, возвышающиеся над землей каменные глыбы считают частью одного большого мегалитического сооружения. Даже есть его 3D-модель! Кстати, это место уже прозвали «карельским Стоунхенджем».

"Лестница в небо" - в камне вырублены ступени. Фото: Екатерина Баязитова

«Лестница в небо» — в камне вырублены ступени. Фото: Екатерина Баязитова

Лестница в небеса – это не образ из сказаний, это реально существующие ступени в камне, заканчивающиеся обрывом. Говорят, что ступеней тринадцать, но честно, не смогла пересчитать: какие-то раздваиваются, какие-то сливаются в одну.

Есть легенда, будто на вершине ступенчатого камня в давние времена стоял трон, который сбросили вниз борцы с язычеством. Трон не раскололся, а долгое время лежал внизу.

Сейчас его, конечно, в обрыве нет, да и сама история похожа на «новодел». А вот сами ступени выглядят очень древними и, действительно, как будто выдолбленными или даже вырезанными. Вот только у коренных обитателей этих мест не было необходимости в лестницах, у них и понятия-то такого не могло существовать…

Здесь сторонники природной версии с ухмылкой берут слово и говорят: «Да, очень интересный результат выветривания горной породы, действительно, похоже на ступени». Их оппоненты не унывают и заявляют, что коренных обитателей этих мест и не имеют в виду, говоря о сооружении мегалита на Воттовааре –финно-угорские племена, придя на эти земли, увидели, возможно, то же самое, что видим сейчас мы. Поэтому и стали поклоняться сейдам – уж очень необычные камни. А трон… а трон унесли фашисты, от рук которых на Смерть-горе полегли сотни партизан. Они же искали, по распространенным версиям, артефакты древних цивилизаций – вот, нашли и унесли. Кстати, имеется в виду не любая абстрактная цивилизация, а легендарная Гиперборея.

Колодец на Воттовааре. Фото: Анна Шихобалова

Колодец на Воттовааре. Фото: Анна Шихобалова

"Бездонный колодец". Фото: Екатерина Баязитова.

«Бездонный колодец». Фото: Екатерина Баязитова.

В центре горы расположен естественный амфитеатр. Считается, что в результате 12-бального, не меньше, землетрясения в этом ныне сейсмически устойчивом районе очень много лет назад центральная часть горы ушла под землю, оставив скалы и каменные плиты по кругу. Как раз-таки эти плиты поражают гладкостью и в «не ледниковой версии» являются разрушенными стенами мегалита.

Выступающие на поверхность земли глыбы покрыты глубокими трещинами. В иные вглядываешься и не видишь дна. Трещины или швы? Зазоры между камнями в некоторых местах настолько велики, что образуют колодцы. Один из них туристы прозвали «бездонным» – отверстие почти идеально прямоугольной формы, заполненное водой.

Вглядываться в темную воду в попытках увидеть намек на дно можно очень долго – завораживает. Как и все на Воттовааре.

Обрушившаяся стена или "обработанная" суровым климатом скала? Фото: Екатерина Баязитова

Обрушившаяся стена или «обработанная» суровым климатом скала? Фото: Екатерина Баязитова

Ложка мистики

Есть, конечно, в споре о происхождении сейдов третья сторона — поклонники внеземных теорий и межпланетных перемещений. В гладких камнях Воттоваары им видится разрушенная взлетная полоса.

Конечно, версия имеет право существовать, пока не будет опровергнута (или доказана), но нам бы с земными гипотезами разобраться. Тем более, что мистики и так хватает. С момента обнаружения Воттоваары, а произошло это уже после войны, кроме туристов сюда со всех сторон едут эзотерики, маги и шаманы.

Дары современного человека духам Воттоваары. Фото: Екатерина Баязитова

Дары современного человека духам Воттоваары. Фото: Екатерина Баязитова

Говорят, что место обладает сильной энергетикой. Точнее, якобы в этом месте из земли выходит нехорошая энергия и именно поэтому озера Воттоваары мертвы, а деревья скручены и изогнуты. Ведь если деревья погнули ветра и снежные зимы, чем собственно объясняется криволесье, почему молодняк растет прямо и вверх?

Кто-то рассказывает истории о быстро разряжающихся аккумуляторах и батарейках, у кого-то переполняются пустые карты памяти, сбиваются навигаторы и останавливаются часы. Если честно, техника не барахлила, а вот сама я пару раз с тропы сбивалась: отстанешь от группы, делая снимок, бежишь догонять в одну сторону и видишь группу, позже, в другой стороне, а между нами разлом или скалы.

Озеро, находящееся в центре амфитеатра, приезжающие сюда шаманы прозвали Жертвенным. Из уст в уста и с сайта на сайт кочует информация о якобы взятых с этого места в исследовательских целях проб почвы, которые обнаружили большое наличие фосфора. Это, по мнению испытателей, может свидетельствовать о жертвоприношениях, проводимых здесь. Правда, информация о том кто, когда и с какой целью делал эти анализы не так доступна, как их «результаты», поэтому за правдивость данных не ручаюсь, а вот название «Жертвенное озеро» прижилось.

В настоящий момент на Воттовааре нет флагштока на высшей точке. На сам камень забирались – его вмонтированные остатки видели. Куда он делся – разрушило ударом молнии. Говорят, молнии в Воттоваару бьют часто. Десятилетие назад на горе произошел пожар, по одной из версий как раз-таки причиной стал небесный разряд. Другая возможная причина – безалаберные туристы. Увы, но даже в таком уникальном месте валяется огромное количество окурков (и влажных салфеток). Мертвые деревья, поражают внешним видом: на большинстве снаружи нет никаких признаков того, что они пострадали в огне, даже есть фрагменты коры, а вот сердцевина – это видно по надломленным стволам, выгорела до черных углей.

Какого-то негатива от сосредоточения «нехороших» энергий или приступов страха и ужаса от присутствия «закаменелых» колдунов я не ощутила. Напротив, были приливы внезапного счастья. Умиротворение. Легко дышится. Глаз радуется.

Братский поклон Уралу
Спустившись с горы и распределяясь по машинам, приехавшим за нами из поселка Гимолы, разговорились с водителями. Людей на Воттоваару, как магнитом, оказалось, тянет весь год, не только летом. Особенно много в дни солнцестояния и равноденствия. В такие «особенные» дни, по словам водителей, каких только «чудиков» не приезжает.

Виктор Герснев. Фото: Екатерина Баязитова

Виктор Герснев. Фото: Екатерина Баязитова

– А вы все с Питера? – поинтересовался один.
Группа, как в анекдоте, была с Петербурга, а точнее из Иваново, Москвы, Вятки, Уфы…
– Урал, – отвечаю «укрупненно», потому что по предыдущему опыту ответа на этот вопрос, «Краснотурьинск» не вызывает никаких ассоциаций, а «Екатеринбург» – после непродолжительной паузы обычно оказывается Сибирью.
– А точнее? Урал большой! – заинтересовался собеседник.
– Крас-но-турь-инск, – по слогам произношу и вижу как меняется лицо водителя: хмурое, оно озаряется восторженной улыбкой.
Незнакомый пожилой человек, как в индийском фильме, бросается ко мне и заключает в объятия с криком «Родственник». Прошу пояснить.
– У меня же брат живет в Краснотурьинске — Герснев Слава! Я – Виктор, а он – Слава. С женой живут. Кланяйся ему от меня!
– Как же я его найду… у нас ведь город побольше, чем Гимолы.
– Тогда городу кланяйся, Уралу. Привет из Гимол!
Ну как отказать!
– А сколько у вас населения в поселке?
– 72 человека сейчас!
– У нас примерно в тысячу раз больше… Поквартирно не пойду, конечно, но если вдруг пересечемся с вашим братом, обязательно, передам «привет».
– Он работал на комбинате металлургическом, а сейчас на пенсии уже. Александрович он, а я – Алексеевич – двоюродный брат он мой.
Кто бы мог подумать: вероятность того, что в карельской глубинке есть ниточка, связующая ее с уральской глубинкой – невелика, а тут мы еще и встретились. Всю обратную дорогу разговаривали. Виктор Алексеевич рассказывал о поселке, о работе, о том, что никогда не был в Краснотурьинске, но его дети на Урал приезжают. Прощались мы с «родственником» будто родные. Кстати, записала его номер телефона – так что если есть желающие лично посетить Воттоваару, прикоснуться к эрратическим валунам и передать обратный привет – с Урала – обращайтесь.

Полную версию текста можно прочитать у наших коллег из серовской газеты «Глобус». Жмите на ссылку!

Статьи по теме




Поделитесь новостью в социальных сетях

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Баннер Подписка

Подать объявление в газету

Баннер 3А

Реклама

Скажи, что ты думаешь

Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы была такая возможность?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...

Баннер Полезные телефоны

Баннер 3B

Реклама

Баннер 3А

Реклама