42 года назад на экраны вышел фильм «17 мгновений весны»

Автор 11/08/2015 | 1 Комментарий

Подсчитано, что премьеру киноленты посмотрели свыше 200 миллионов зрителей. Во время показа все 12 вечеров в стране почти не было уличной преступности, резко возрастало потребление электроэнергии и снижалось потребление воды — люди сидели у телевизоров.

12604.jpg

В 1969 году роман Юлиана Семёнова ещё даже не вышел отдельной книгой, но сценарий «Семнадцать мгновений весны» был уже утверждён и подобран режиссёр.

PR20110927132630.JPG

Юлиан Семенов.

Режиссер Татьяна Лиознова боролась за право снимать фильм так усердно, что Семёнову пришлось отозвать сценарий из «Ленфильма».

Татьяна-Лиознова-и-Вячеслав-Тихонов-на-съемочной-площадке-фильма.jpg

Актёров для своей картины она подбирала с невероятной точностью — образ должен был совпасть на все 100%. Лиознова, не соглашаясь ни с кем.

Анекдот

К даче Штирлица подъехала машина. Из неё вышел Мюллер в сопровождении взвода гестаповцев. Он постучал в дверь. «Кто Вам нужен?» – спросили из-за двери. «Мне нужен Штирлиц», – сказал Мюллер. «А меня нет дома», – ответил из-за двери Штирлиц. Мюллер выругался, сел в машину и уехал. Так Штирлиц уже третью неделю водил гестапо за нос.

Сегодня трудно себе представить Штирлица в исполнении какого-либо другого актера, а не Вячеслава Васильевича Тихонова. Но на самом деле Тихонов в картину попал по счастливой случайности. Можно сказать, повезло.

61377_900.jpg

На его месте мог быть, к примеру, актер Арчил Гомиашвили (зрители помнят его по роли Бендера в Гайдаевских «12 стульях»), чью кандидатуру отстаивал автор сценария «Семнадцати мгновений» Юлиан Семенов.  В киногруппе ходили разговоры и о кандидатуре Олега Стриженова. Но он в то время был занят в другом фильме, играл во МХАТе, и рассчитывать на то, что он сможет полностью на три года освободиться из театра и посвятить себя съемкам, было наивно.

Лиознова раздумывала, и тут кто-то из ассистентов предложил попробовать свободного от съемок Вячеслава Тихонова. Его загримировали, приделали большие пушистые усы… Вид нового штандартенфюрера привел режиссера в ужас. Но, поработав с актером, Лиознова стала возлагать надежды на Тихонова. А так как он еще и выказывал готовность все три года безотрывно пахать на Штирлица, счастье улыбнулось именно ему.

7 интересных фактов о «17 мгновениях»

Некоторые до сих пор думают, что Штирлиц существовал в жизни, хотя на самом деле это вымышленный образ.  Есть мнение, что его прототипом был советский разведчик немец Вилли Леман (агентурная кличка — Брайтенбах, кодовый номер — А201), который служил заместителем шефа германской разведки Вальтера Шелленберга, отвечал за контрразведывательное обеспечение военной промышленности рейха, имел репутацию ценного работника (даже удостоился портрета фюрера с его автографом).  Он работал на советские спецслужбы по собственной инициативе, его никто не вербовал и не шантажировал.  Неизвестна точная дата его гибели (гестапо арестовало его в декабре 1942 года). В своем фильме Лиознова не захотела показывать то, как погибает ее герой, оставив право зрителю додумать финал картины.

Анекдот

Мюллер вызывает Штирлица и говорит: «Завтра коммунистический субботник, явка обязательна». Штирлиц отвечает «Есть» и, поняв, что провалился, садится за стол и, не замечая удивлённого взгляда Мюллера, пишет: «Я, штандартенфюрер фон Штирлиц, на самом деле являюсь советским разведчиком». Мюллер, прочитав этот рапорт, звонит Шелленбергу и говорит: «Вальтер, зайдите, посмотрите, что ваши люди придумывают, чтобы только на субботник не ходить».

Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей русскую радистку Кэт, была Ирина Алферова.

Эпизод, когда фашист требует Кэт заговорить и выставляет на холод ее ребеночка, на самом деле снимали в закрытом павильоне, было жарко и душно, и мама малыша сама просила открыть форточку. Но киногруппа этого не сделала, опасаясь за здоровье крохи.

Irina_Alferova_10_04.jpg

На роль жены Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная. Ну, а женой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок.

Вообще-то в сценарии жены Штирлица не было в помине. Эту героиню предложил ввести в картину Вячеслав Тихонов, которому знакомый разведчик рассказал, как его коллегам, работавшим за рубежом, иногда привозили на свидание жен.

Правда, после премьеры фильма профессиональные чекисты говорили, что настоящая жена разведчика не выказала бы своих чувств, как это сделала актриса, и если бы эта сцена происходила в жизни и за Штирлицем велось наблюдение, то супругов раскололи бы. Но в фильме крохотный эпизод в исполнении Шашковой не стал провальным, напротив, ее игру кинокритики признают гениальной.

«Я по сей день жалею, что не удалось уговорить Татьяну Лиознову дать мне роль жены Штирлица», — признается Светличная. Она сыграла в фильме Габи, влюбленную в разведчика. Одна зрительница сказала актрисе, что Габи — собирательный образ женщины, способной любить молча и преданно, как собака.

80ab4a0fc9.jpg

В фильме могла появиться и Фаина Раневская, но Семенов не откликнулся на просьбу Лиозновой и отказался сцену с участием старой немки. Режиссер сразу решила, что в процессе съемок все сделает по-своему. Когда Лиознова и Семенов пришли к Раневской домой и показали ей сценарий, Фаина Георгиевна, прочтя его, ужаснулась. «Это что за идиотство? — воскликнула она. — Разве это можно сыграть?» И наотрез отказалась.

Анекдот

Гитлер принимает в своем кабинете Муссолини. Вдруг дверь распахивается, входит Штирлиц, ни на кого не обращая внимания, подходит к сейфу, открывает его своим ключом и начинает рыться в нем, выбрасывая ненужные документы на пол.
— Кто это? — удивленно спрашивает дуче.
— Русский разведчик Исаев, — безразличным тоном отвечает фюрер. — У нас Штирлицем числится.
— Так почему же ты его не арестуешь?
— А, все равно отвертится.

Несколько кандидатур было и на роль Гитлера, на которого пробовались два Леонида: Броневой и Куравлев. Однако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Броневой сыграл Мюллера, Куравлёв — Айсмана. А Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли.

0_11d84d_a031bdc8_XL.jpg

Исторические личности и актеры

            

                       Генрих Гиммлер                 Николай Прокопович

  

                        Мартин Борман                    Юрий Визбор

     

    Эрнст Кальтенбруннер                Михаил Жарков

  

                         Генрих Мюллер                Леонид Броневой

   

    Вальтер Шелленберг                  Олег Табаков

Съёмки «Семнадцати мгновений весны» проходили и за границей, и в разных частях СССР. Сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо обнаружили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Помимо натурных съёмок в фильме также использовано большое количество военной документальной хроники.

Музыкальные композиции «Песня о далёкой Родине» и «Мгновения» на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины. Однако подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто.

Для записи песен приглашались: Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова. В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне.

Однако режиссёр потребовала, чтобы он спел так, будто «в фильме и близко нет Кобзона». Певец расстроился, но всё же сделал то, о чём его просили. Вот только в титры его имя не попало, так как они были сделаны раньше, чем утвердили исполнителя.
106062291_3563818_87096050_large_1336843718_0000000057.jpg

«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм.

Цитаты из фильма

Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей. (Штирлиц)

Все они хотят быть похожи на фюрера. (Штирлиц)

Все — ученые, писатели, артисты — по-своему невменяемы. К ним нужен особый подход. Потому что они живут своей, придуманной ими жизнью. (Штирлиц)

Как это у Пушкина было? «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Ай да Штирлиц! (Штирлиц)

Для того чтобы побеждать врага, нужно знать его идеологию, не так ли? А учиться этому во время боя — обрекать себя на поражение. (Штирлиц)

Штирлиц, а Вас я попрошу остаться. (Мюллер)

Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне можно. (Мюллер)

Ясность — это одна из форм полного тумана. (Мюллер)

А я хоть раз в жизни кому-нибудь давал взбучку, а? Я старый, добрый человек, про которого распускают слухи. (Мюллер)

Я люблю молчунов. Если друг — молчун, так это друг, а если враг, так это враг. Я уважаю их. (Мюллер)

Это не ерунда, это совсем даже не ерунда, дружище Биттнер. (Мюллер)

Мне лучше знать, с чего начинать! (Мюллер)

В общем, дело тухлое, но постарайтесь его покопать. (Мюллер)

От стариков все зло в этом мире. (Мюллер)

Без прошлого нет будущего. (Радистка Кэт)

Он спал глубоко и спокойно, но ровно через 20 минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанных годами. (Голос за кадром)

Штирлиц никогда не торопил события. Выдержка, считал он, оборотная сторона стремительности. Все определяется пропорциями: искусство, разведка, любовь, политика. (Голос за кадром)

Характер нордический. Беспощаден к врагам рейха. (Голос за кадром, из характеристик)

Запоминается последняя фраза — это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство. (Голос за кадром)

– Вы плохо выглядите.
– Хорошо еще, что вообще живу. (Штирлиц, Мюллер.)

Плейшнер шел на явку. Он теперь все время был в приподнятом настроении. (Голос за кадром).

 

Статьи по теме




Поделитесь новостью в социальных сетях

  • Виктор Арведович Ивонин

    Фильм «17 мгновений весны» с успехом прошёл в Германии. Немцы были очень довольны тем, что ненавистный им шеф Гестапо Мюллер, оказался евреем, там более, что в прошлом этот еврей подрабатывал контрабасистом оркестра Ташкентского ресторана «Шарк» и имел конспиративную кличку «Лёня Броневой».

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Баннер Подписка

Подать объявление в газету

Баннер 3А

Реклама

Скажи, что ты думаешь

Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы была такая возможность?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...

Баннер Полезные телефоны

Баннер 3B

Реклама

Баннер 3А

Реклама