115 лет назад на воду был спущен крейсер «Аврора»

Автор 23/05/2015 | Оставить комментарий

В 1900 году на воду был впервые спущен крейсер, которому суждено стать легендарным, — «Аврора». Вспомним основные вехи истории судна.

Приказ о строительстве крейсера 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана» был отдан 11 июня 1896 года. Непосредственные работы по формированию корпуса корабля начались в сентябре-октябре 1896 года под руководством корабельного инженера Э. Р. де Грофе.

31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь богини зари у римлян. Это название было выбрано из 11 предложенных вариантов.

 

Крейсер «Аврора»: 115 лет в строю

14 июня состоялись итоговые испытания крейсера. После череды опытов 16 июня 1903 «Аврора» вошла в состав Российского императорского флота. На испытаниях были выявлены некоторые особенности нового крейсера: в частности, стала очевидна сложность управления кораблём при плавании в узостях из-за расположения гребных валов бортовых машин.

После начала русско-японской войны «Аврора» была включена в состав формировавшейся Второй Тихоокеанской эскадры. 26 и 27 сентября происходил Высочайший смотр эскадры, во время которого Николай II побывал на многих кораблях, произнося напутственные слова и благодаря экипажи за службу. 28 сентября эскадра направилась на Дальний Восток.

После того, как судна пришли во Владивосток, вечером 13 мая был получен приказ «с рассветом иметь пары во всех котлах и быть готовым к бою». В ночь на 14 мая эскадра вошла в пролив. В Цусимском сражении экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80-ти ранеными. Как выяснилось, в этом историческом сражении «Аврора» выпустила по японским кораблям 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

В отличие от большинства остальных русских кораблей, прошедших Цусимский бой, крейсер «Аврора» избежал уничтожения и вместе с двумя другими крейсерами умудрился прорваться в нейтральный порт Манилу, где и был интернирован 25 мая 1905 года. В 1906 году крейсер своим ходом вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса.

«Аврора» приняла участие и в Первой мировой войне. Перейдя в середине июля 1916 году в Рижский залив через Моонзундский канал, крейсер принял активное участие в содействии сухопутным войскам, поддерживая их артиллерийским огнём. Несколько раз «Аврора» подвергалась атакам гидроавиации противника, но ни разу не пострадала.

6 сентября крейсер вернулся в Кронштадт и начал подготовку к капитальному ремонту, который должен был окончиться только к апрелю 1917 года. Однако его прервала революция.

Считается, что 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведенный по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. Однако, по мнению некоторых историков, которые изучали документы, относящиеся к Октябрьской революции, выстрел был сделан из Петропавловской крепости — на самой «Авроре» якобы вообще не было боеприпасов, ни боевых, ни холостых по причине нахождения ее в ремонте.

В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. С 1922 года «Аврора» снова становится учебным судном. С началом Великой Отечественной войны с «Авроры» списали курсантов, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта.

В сентябре 1941 года после обстрела немецкими бомбардировщиками крейсер сел на грунт с креном 3° на правый борт. Продолжавшиеся обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.

В августе 1944 года исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного экспоната Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

17 ноября 1948 года «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Созданный на крейсере музей в 1956 году расширили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 году, после кратковременного докового ремонта, постановлением Совета Министров СССР «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством. К этому времени крейсер перестал быть базой Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
Выход «Авроры» на Неву, 1984 год.jpg

22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблём. На ордене изображён сам крейсер.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную: по сути, ему отрезали нижнюю половину и приварили новое днище.

Статьи по теме




Поделитесь новостью в социальных сетях

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Баннер Подписка

Подать объявление в газету

Баннер 3А

Реклама

Скажи, что ты думаешь

Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы была такая возможность?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...

Баннер Полезные телефоны

Баннер 3B

Реклама

Баннер 3А

Реклама