Верховный суд подстраховал автовладельцев: споры по ОСАГО обретают единую практику

Автор 19/12/2014 | Оставить комментарий

Верховный суд РФ подготовил разъяснения по спорам по ОСАГО. Возможности страховщиков по отказу в выплате возмещения ограничиваются, но они не будут уплачивать неустойку и штрафы при недобросовестном поведении потерпевших лиц. Последние смогут уступать свои права требования только по возмещению имущественного, но не личного вреда. Судам рекомендовано проверять соблюдение претензионного порядка урегулирования споров и строго придерживаться единой методики определения размера расходов на ремонт. Юристы и участники рынка полагают, что проект в целом отражает баланс интересов страховщиков и страхователей, хотя в большей степени все же посвящен защите прав потребителей.

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Пленум Верховного суда (ВС) вчера обсудил проект постановления, посвященного спорам по ОСАГО. Документ учитывает последние поправки к закону «Об ОСАГО» и призван формировать единую практику как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.

Почему ЦБ насторожило снижение количества убытков по ОСАГО
Снижение количества страховых убытков по ОСАГО за девять месяцев текущего года на 9,9% заинтересовало ЦБ. Компании подозреваются в бегстве от клиентов — выносе офисов урегулирования убытков за 200–400 км от областных центров. Увеличение тарифов ОСАГО на 30% практически обнулилось для страховщиков в связи с падением рубля.

Напомним, что после правки закона по страховым случаям, происшедшим после 1 сентября 2014 года, теперь обязателен досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора. При его несоблюдении суд оставляет иск без рассмотрения. Для обращения в суд действует общий трехлетний срок исковой давности, который не продлевается при уступке права требования. Согласно проекту, при недобросовестных действиях любой из сторон суд вправе отклонить иск в части, создающей преимущества такой стороне. Так, если потерпевший злоупотребляет правом, суд отказывает во взыскании со страховщика неустойки, штрафа и компенсации морального вреда. За просрочку выплаты страховщиком неустойка составит 1% в день, уменьшать ее можно лишь в исключительных случаях при явной несоразмерности. Для пресечения злоупотреблений ВС допускает уступку прав потерпевшего не ранее момента страхового случая и только по ущербу, причиненному имуществу, включая неустойку и штрафы.

Страховщикам документ запрещает отказывать в страховой выплате — даже если страхователь представил заведомо недостоверные сведения при заключении договора (можно лишь оспорить сам договор). ВС разъясняет, что страхуется риск по конкретному транспортному средству и страховщик должен платить при наступлении страхового случая независимо от того, кто именно сидел за рулем. К реальному ущербу от ДТП (помимо стоимости ремонта и запчастей) ВС относит и утрату товарной стоимости — преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств автомобиля. В документе подчеркивается, что по страховым случаям, наступившим с 17 октября 2014 года, возмещение рассчитывается по единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной ЦБ 19 сентября.

Как по новым правилам восстановят автомобиль
Расходы на ремонт поврежденного автомобиля в рамках ОСАГО теперь рассчитываются по новым единым правилам, утвержденным ЦБ РФ. До сих такого документа не существовало, поэтому между страховщиками и автовладельцами регулярно возникали споры о сумме выплат.

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс сообщил, что союз привлекался к обсуждению проекта ВС и особо настаивал на включении в него норм о применении единой методики, обязательного претензионного порядка, а также «моментов, которые помогут пресечь активность автоюристов, нанесших существенный ущерб рынку ОСАГО». Первый зампред СОГАЗа Николай Галушин критикует позицию ВС по возмещению утраты товарной стоимости (УТС): «Внешний вид автомобиля больше важен для определения рыночной стоимости при продаже, а не для выплаты страхового возмещения». Но, по его словам, поскольку УТС уже есть в законе об ОСАГО, сейчас важно утвердить методику расчета, которая не приводила бы к необоснованному обогащению автовладельцев. По словам главы юридической фирмы «Главстрахконтроль» Николая Тюрникова, проект ВС в целом отражает баланс интересов страховщиков и страхователей, хотя в большей степени он все же посвящен защите потребителей как слабой стороны в договоре страхования.

С учетом предложений, поступивших в Верховный суд от региональных судов, Минюста и Генпрокуратуры, проект будет доработан, принять постановление пленума планируется в феврале 2015 года.

Анна Занина, Татьяна Гришина
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2636103

Статьи по теме




Поделитесь новостью в социальных сетях

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Баннер Подписка

Подать объявление в газету

Баннер 3А

Реклама

Скажи, что ты думаешь

Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы была такая возможность?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...

Баннер Полезные телефоны

Баннер 3B

Реклама

Баннер 3А

Реклама