В этот день 105 лет назад был снят первый кинотрюк

Автор 12/11/2015 | Оставить комментарий

Нельзя точно определить момент зарождения истории каскадерства. Так как это явление появилось для удовлетворения нужд кинематографа, можно сказать, что каскадерство появилось с момента активного развития первого.

Фото: mainfun.ru

Фото: mainfun.ru

Первый кинотрюк датируется 12 ноября 1910 годом: из горящего воздушного шара исполнитель прыгал в Гудзон.

Современное кино использует трюки и спецэффекты повсеместно: на помощь кинематографистам пришла компьютерная графика, которая позволяет воссоздать и снять невообразимый полёт, гонку или катастрофу в обычной студии. В эпоху немого кино не было ни профессиональных каскадёров, ни развитых технических возможностей — в погоне за зрелищностью актёры часто рисковали своей жизнью. И всё же эта эпоха подарила зрителям немало ярких трюков.

Удивительные кинотрюки эпохи немого кино:

А здесь несколько трюков из кино современного:

Полюбуйтесь кадрами из фильмов (кажется, что и названия этих фильмов говорить не нужно):

В СССР одной из первых киносцен, в которой актеров заменили дублеры, стала сцена драки музыкантов в фильме Григория Александрова «Веселые ребята» (1934). Вместо актеров-музыкантов кулаками махали профессиональные боксеры…

Каскадерские трюки Советского кино

Через четыре года аналогичную группу «трюкачей» сформировал на съемках фильма «Александр Невский» и Сергей Эйзенштейн. Возглавил группу каскадеров Глеб Рождественский. Требования по отбору в группу были жесткие: дублеры должны были знать джигитовку, основы фехтования и быть физически подготовленными. Из почти полутысячи кандидатов Рождественский отобрал в группу только около 50 человек.

Каскадерские трюки Советского кино

И это была не единственная спецгруппа. Во вторую вошли профессиональные пловцы-ныряльщики, которые вытаскивали из-под воды тонущих «немецких рыцарей».

Каскадерские трюки Советского кино

И все же считается, что начало профессии каскадера было положено в 1948 году. Причем приложил к этому руку не кто иной, как Иосиф Виссарионович Сталин. Великий кормчий любил на досуге посмотреть кино. И вот однажды после просмотра очередного американского вестерна Сталин заявил: «А что, наши режиссеры так снимать не могут? Посмотрите, какие смелые люди!» Вскоре «Смелые люди» появились и на советских экранах. Именно так назывался фильм о смелом партизане. Картина почти на четверть состояла из конных трюков. Для их выполнения пригласили знаменитого циркового артиста Алибека Кантемирова. Специально для съемки эпизода с падением лошади Кантемиров разработал прием подсечку. Всего же он обогатил кинематограф сотней трюков. Его приемы джигитовки стали основой техники нескольких поколений конных кинокаскадеров.

Каскадерские трюки Советского кино

Каскадер и постановщик трюков Николай Ващилин падает от удара Портоса (Валентин Смирнитский) в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Львов. 1978 год.

Каскадерские трюки Советского кино

И все же многие артисты продолжали играть без дублера. Иногда такие эксперименты оканчивались трагически. В 1961 году на съемках фильма «Так еще никто не любил» (он вышел на экраны под названием «Цветок на камне») в огне погибла актриса Инна Бурдученко. А на съемках фильма «Директор» (1965) погиб актер Евгений Урбанский.

– Причем это произошло именно во время съемок автомобильного трюка, – вспоминает каскадер Александр Микулин. – Тогда режиссер картины вместо каскадеров пригласил на съемку группу гонщиков – известных спортсменов, многие из них – чемпионы, но опыта работы в кино никто не имел. Не исключено, что из-за этого и произошла трагедия.

По сценарию машина должна была прыгать с трамплина. Но никто ее специально не подготовил, и она на полном ходу врезалась в насыпь. До сих пор не понятно, почему в ней сидел Урбанский. Он был не за рулем, а справа от водителя. Участия артиста совершенно не требовалось. В момент падения водитель успел спрятаться под руль, сработала спортивная подготовка, а прекрасный актер погиб…

После этих случаев актерам запретили рисковать собой во время съемок картин. «Лихачить» разрешили исключительно специалистам. В действие были введены «Правила по технике безопасности и производственной санитарии на киностудиях СССР», согласно которым «исполнение опасных трюковых кадров (полеты в воздухе, прыжки с высоты, прыжки в воду, падения и т. п.), связанные с каким-либо риском для жизни или здоровья исполнителей, должно поручаться лишь актерам, прошедшим специальную подготовку. В противном случае эти действия должны выполняться специалистами-дублерами».

Несмотря на строжайший запрет, многие актеры хотели выполнять трюки самостоятельно. К примеру, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» Андрей Миронов, сыгравший в нем одну из главных ролей, все трюки (в том числе и довольно рискованные) выполнял без дублеров. Задействованные в этом фильме итальянские актеры приходили в ужас, видя, что выделывает этот «сумасшедший» русский.

Каскадерские трюки Советского кино

Так, в одном из эпизодов Миронов на скорости 60 километров в час вылез из кабины пожарной машины, залез на аварийную лестницу и на четвереньках пробрался к ее концу. Преодолев расстояние в 11 метров, он спрыгнул на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и забрался в салон автомобиля.

По мнению каскадеров, это сложнейший трюк даже для бывалых профессионалов.

Каскадерские трюки Советского кино

И это далеко не единственный трюк, выполненный Мироновым в этом фильме. На съемках артист спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке, висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома, ухватившись руками за пролет разведенного моста, причем в это время внизу проплывал пароход…

– Тогда не было компьютерной графики, – вспоминает режиссер фильма Эльдар Рязанов, – поэтому все снято натурально: например, самолет действительно сел на шоссе…

Каскадерские трюки Советского кино

Но настоящим подвигом стали съемки Миронова в сценах со львом Кингом. Нрав у «киски» был непростой! Например, с Нинетто Даволи (он играл роль Марио) они не сошлись характерами, в результате чего спина у актера была изрядно расцарапана. Миронов, зная это, все же отказался от услуг дрессировщика и в нескольких сценах работал со львом в самом тесном контакте. Причем порой актер играл не один дубль, а целых три!..

Однако в большинстве своем на трюковых съемках артистов прикрывали каскадеры. И они частенько рисковали.

– На съемках сериала «Место встречи изменить нельзя» я дублировал Белявского (Фокса) во время погони на «Студебекере», – вспоминает каскадер Владимир Жариков. – Снимали с одного дубля тремя камерами. От удара автомобиля о воду двери заклинило. Вода начала заливать кабину. Я долго не мог выбраться, пытался открыть двери, но они не поддавались, думал, захлебнусь…

Вообще, на этой картине Жарикову досталось изрядно. Он побывал регулировщицей, которую Фокс сбивает на кругом повороте, и официанткой, чьим телом тот же Фокс выбивает окно в ресторане «Астория». Во время съемок каскадер вылетел через настоящее стекло. Это было очень опасно. В то время в Голливуде для подобных съемок уже давно использовался «дублер» стекла – мягкий пластик.

Каскадерские трюки Советского кино

Первый автотрюк в отечественном кино сняли в 1966 году в картине «Берегись автомобиля», когда легковушка проехала под грузовиком.

Каскадерские трюки Советского кино

Нередко на съемках каскадеры получали травмы.

– В такие моменты главное – не сломаться и побороть свой страх, – говорит знаменитый каскадер Валерий Завадский. – Именно такой переломный момент я пережил в 1983 году на любительском авторалли в Прибалтике.

На ночной тренировке его машина перевернулась – Валерий сломал несколько ребер, а от авто осталась только груда металла. Капитан команды запретил ему выступать, но одессит не подчинился.

– Я вернулся на трассу и в том же году занял первое место в многодневной гонке в Грузии, – продолжает Завадский. – Если бы я тогда не сел за руль, возможно, моя карьера каскадера закончилась бы…

Позднее, на съемках фильма «Давным-давно была война» в Средней Азии, Завадский получил ожоги 28 процентов тела.
– Это был трюк с огнем, – вспоминает каскадер. – Я должен был гореть 15 секунд, а вместо этого горел 1,5 минуты. Два месяца ожоговой терапии, а потом – новая работа.

Каскадер Николай Ващилин дублирует Василия Ливанова в драке с профессором Мориарти (Виктор Евграфов) у «Рейхенбахского» водопада. Пицунда, Гегский водопад по дороге на Рицу. 1979 год.

Каскадерские трюки Советского кино

– Я люблю пошутить, но некоторые воспринимают мой юмор слишком серьезно, – усмехается каскадер Александр Микулин. – Помню, как-то снимали короткометражный фильм по заказу ГАИ. Это была нравоучительная история о том, как не нужно вести себя на дороге. В фильме участвовали два мальчика-близнеца, один – «послушный», а другой – «хулиган». В одном эпизоде «хулиган» выбегает на дорогу, а я еду на большой скорости и резко торможу перед ним. Сняв один дубль, режиссер отзывает меня в сторону и спрашивает: «Саша, а если вы не рассчитаете и действительно задавите мальчика?» Я ему в тон отвечаю: «А чего бояться-то, у нас же запасной мальчик есть…» Ну а он это слишком буквально понял, и на тот день съемки закончились…

Статьи по теме




Поделитесь новостью в социальных сетях

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Баннер Подписка

Подать объявление в газету

Баннер 3А

Реклама

Скажи, что ты думаешь

Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы была такая возможность?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...

Баннер Полезные телефоны

Баннер 3B

Реклама

Баннер 3А

Реклама