Психолог уголовно-исполнительной инспекции Серова, Гарей и Сосьвы — о том, что толкает подростков на совершение преступлений и как вовремя это предотвратить

Автор 05/11/2016 | Оставить комментарий

Психолог уголовно-исполнительной инспекции Марина Мельник рассказывает об опыте работы с подростками, о том, откуда растут корни «отклоняющегося поведения» и дает советы, что делать родителям, чтобы избежать неприятностей.
Марина Витальевна проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 2005 года. Продолжительное время работала в колонии строгого режима, имея дело с рецидивистами, с осужденными, которые долгое время отбывали наказание по различным статьям, с июля 2015 года проходит службу в уголовно-исполнительной инспекции. Территория ответственности обширна – 11 инспекций, начиная от Ивделя, заканчивая Качканаром, Турой, Лесным.

Марина Мельник, психолог уголовно-исполнительной инспекции. Фото: Константин Бобылев, «Глобус»

Марина Мельник, психолог уголовно-исполнительной инспекции. Фото: Константин Бобылев, «Глобус»

– В чем разница в работе со взрослыми и подростками?
– Разница работы со взрослыми людьми и подростками состоит в том, что взрослые приходят с огромным, иногда неподъемным, багажом жизненного опыта — события, ошибки, взлеты и падения. Подростки же находятся в самом начале своего жизненного пути. Работа с подростками это большая ответственность, ведь от меня, в какой то мере, зависит, какой будет их дорога в будущем.

– В чем суть вашей работы?
— В работе уголовно – исполнительных инспекций всегда была приоритетной профилактика правонарушений среди несовершеннолетних осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Первое, что нужно понять, это то, что работа только с подростком, по сути, бесполезна. Положительных результатов можно достичь только при комплексной работе с подростком, его родителями и историей его семьи в целом. Начиная с первой встречи, я собираю информацию о том, в какой семье родился мой подопечный, какая среда его окружает, т.е. пытаюсь найти первопричины его девиантного, противоправного поведения.
Чаще всего, проблемное поведение ребенка или подростка — всего лишь симптом, указывающий на глубокие и серьезные проблемы в семье. Большинство родителей тщательно эти проблемы скрывают. Они говорят: «Вот, у меня ребенок, он плохой. Вы мне его измените, дайте мне «волшебную таблетку», дайте мне решение, что с ним делать и у нас жизнь наладится». Но лечение симптома не приведет к решению проблемы, не так ли?

– Расскажите о вашем сотрудничестве с Серовским районным судом.
– Работа началась в декабре 2015 года. Инициаторами сотрудничества стали Николай Николаевич Кишкурин и Юлия Сергеевна Шкаленко. Я безумно благодарна этим людям за возможность расширить поле своей деятельности и за поддержку, которую они мне оказали.
Совместно с Серовским районным судом мы создали группу для проведения псикоррекционных занятий по программе «Развитие семейных ценностей», созданной на базе типовой программы ФСИН с элементами моих авторских доработок. Программа успешно завершилась в апреле, на настоящий момент большинство участников программы уже отбыли свое наказание. Я стараюсь не выпускать из виду тех ребят, с которыми работала ранее и периодически интересуюсь их жизнью.

– Сотрудничество с судом продолжилось?
– Да, сейчас мы развиваем новое направление – работу с подростками до того, как они попадут в инспекцию. Работа по этому направлению состоит из нескольких этапов. В первую очередь, я внимательно изучаю все материалы, которые мне поступают — обвинительное заключение, различные характеристики. Это помогает понять, с кем и с чем мне предстоит работать. Далее наступает второй этап работы. К участию обязательно приглашается представитель ребенка (например, мама) и представитель суда. Цель проводимой работы – скорректировать на раннем этапе дальнейшее поведение подростка. Практика показывает, что чаще всего подростки не осознают, с какими ограничениями они столкнутся, если получат даже условное наказание и как это в дальнейшем повлияет на их жизнь. Иногда, этого не осознают и родители. В рамках коррекции очень важно донести до них и их детей эту информацию.

– Расскажите о примерах влияния семьи.
– Бывали случаи, когда родители совсем не заинтересованы в работе с ребенком. Чаще всего, последствия этого бывают довольно печальными. Был один такой случай, в результате подросток сейчас в колонии, несмотря на все мои и его старания.
В практике было много примеров проявления так называемой “родовой памяти” — это феномен, когда ребенок может неосознанно идти по стопам своих родителей, бабушек/дедушек или ещё более далеких предков.
Работала с подростком — проживает в семье опекунов, которые является знакомыми, а не родственниками несовершеннолетнего, т.к. ребенок остался без попечения родителей: мать – написала отказное заявление, имеет алкогольную зависимость. Родной брат погиб. Про отца информация не известна. Опекуны хорошие люди, великолепная семья, обеспеченная, интеллигентная. Заинтересованы в хорошем воспитании и образовании ребенка. Несмотря на это подросток употреблял алкоголь, бил свою девушку и проявлял агрессивные высказывания и действия по отношению к опекунам, не посещал учебное заведение, связался с дурной компанией и все это закончилось воспитательной колонией. На меры психокоррекционного и профилактического характера не реагировал. Это как раз пример проявления родовой памяти. Старшее поколение этого не видит, а младшее – несет в себе.
Множество детей растет без отца. У кого-то папа погиб, у кого-то отношения между родителями не сложились. Но ребенку очень важно и нужно знать про своего отца! Важно одновременно работать с мамой, ведь когда рядом с мамой нет мужчины, мальчик занимает его место, место папы и мужа. А мама это поощряет: «Ты – моя поддержка», «Ты у меня мужчина».
Поэтому с такими детьми работа направлена на то, чтобы он узнал историю своей семьи. Если ребенок втянут в конфликты родителей, то он внутренне ощущает, что находится не на своем месте, и чувствует себя виновным. Дети в таких случаях не защищены, они начинают осознавать свою ответственность за происходящее. На самом деле ребенок ни в чем не виноват, ему не стоит отвечать за то, что его не касается. Например, мальчик, заняв место отца из желания побеспокоиться, позаботиться о матери, внутренне чувствует вину за то, что он находится не на своем месте. Весь процесс происходит неосознанно. Ребенок из любви в матери занял не свое место, но чувствует вину за свой поступок. Если эта ситуация не меняется, если мама не дает ребенку понять, что он ни в чем не виноват и отношения между родителями его не касаются, то он может понести наказание. Это может быть болезнь, несчастный случай, травмирующий ребенка или даже несущий угрозу его жизни, различные формы деструктивного поведения.

– То есть мамам не следует самим подталкивать детей к роли взрослого?
– Да, ребенок тогда не может понять, что с ним происходит. Представьте, какой разрыв у него в душе. Он подросток и он ждет от мамы одобрения, радости, похвалы. А мама говорит: «Ты должен вот это сделать. Ты должен денежек подзаработать. Ты должен брата забрать. Я поплачу сейчас, а ты посиди рядом и подставь плечо…» и ребенок неосознанно принимает на себя роль мужа, главы семьи, т.е. по сути, заменяет своего отца.
С мамой в таком случае проводится работа.

– У вас довольно большая территория, на которой вы работаете. Везде есть своя специфика. Это окружение влияет на детей? Подростки Серова и Сосьвы отличаются?
– Подростки везде одинаковые, есть общие для всех подростков тенденции. Очень хорошо, если в городе или поселке, где проживает подросток поддерживается спортивное направление. Например, в Сосьве и Гарях дети очень увлечены волейболом, теннисом, хоккеем и другими видами спорта. И это просто замечательно, ведь у подростков, которые занимаются спортом, намного меньше шансов возникновения деструктивного поведения!
А в остальном…Независимо от места жительства, ребенком нужно заниматься. Начиная с самого раннего возраста. Интересоваться его делами, его достижениями и поощрять их, словом, принимать активное участие в его жизни. И тогда вы вырастите замечательного человека.

– Есть в статистике какой-то определяющий фактор, который оказывает ключевое влияние на ребенка и он выходит на «скользкий путь» ?
– Думаю, у каждого своя история и сложно вывести какой то универсальный определяющий фактор. Я знаю немало примеров, когда люди из неблагополучных семей добивались успеха, потому что выбрали правильный путь. Есть и противоположные примеры — дети из благополучных семей тоже совершают преступления и нельзя считать благополучную, на первый взгляд, семью гарантом того, что ребенок никогда не станет преступником.

– Если родители ведут асоциальный образ жизни, могут они дать правильные жизненные ориентиры ребенку?
– Если дети начинают говорить: «Я не хочу быть на тебя похожим. Папа, ты пьешь! Я не буду таким как ты!», вероятность того, что они не станут такими, как папа, высока. И, если мама говорит ребенку: «Папа у тебя плохой! Не будь таким! Он ни на что не годится!». Как бы, исключая родителя. В моей практике встречалось немало семей с такими проблемами. И все они подтверждают правило, что если в семье кто – то исключен, то ребенок неосознанно будет копировать поведение, черты характера даже судьбу исключенного родителя. Ребенок в не зависимости от того, каким был этот родитель, например отец, говорит: «Папа, из любви к тебе я буду таким, как ты». Важно, чтобы ребенок с открытой душой смотрел на историю семьи.

– Многие отбывающие наказание с детства начали этот путь?
– Чаще всего человек, оступившийся в юности, не может вернуться на прежний социальный уровень, но всё зависит от морально-волевых качеств, от среды, как его примут, сможет ли устроиться на работу – факторов много и для каждого путь индивидуален.

– К вам обращаются родители, которые понимают, что в семье что-то не так?
– Да, обращаются. Могу привести пример. Некоторое время назад ко мне обратилась одна семья, они привели своего сына — мальчика-подростка. К слову, мальчик очень начитанный, социально-активный — занимается плаванием, ходит в несколько секций. Запрос на работу звучал примерно так: «С нашим ребенком, что — то не так!». Другими словами, это означает: «Сделайте нашего ребенка таким, каким мы хотим его видеть!». Но, как правило, проблемы, связанные с поведением ребенка, часто имеют причину в семейной системе. В современной психотерапии не стоит вопрос того, что твориться с ребенком. Он звучит по другому: «Что происходит в семейной системе, что ребенок ведет себя подобным образом?». Каждый ребенок берет из своей семейной системы, какую – то часть родовой задачи – ту самую, не решенную предыдущими поколениями. Своим поведением несознательно дети обращают внимание родителей на требующую решения проблему. С этой семьей проведено несколько встреч, и с радостью замечаю небольшие, но важные перемены. Иногда достаточно сделать совсем чуть-чуть, чтобы добиться изменений. Не нужно пытаться решить все проблемы быстро и разом. Душа двигается медленно.

– Дайте несколько советов родителям.
– В первую очередь хотелось бы обратиться к мамам. Чтобы мамы делали четкое разделение: «Сын, дочь, все, что происходит между мной и твоим папой, тебя не касается. Ты здесь всего лишь ребенок». Ребенок не несет ответственности за поступки взрослых и не должен принимать роль спасителя какой-то семейной ситуации. К сожалению, чаще всего это всё-таки происходит.
Второе – рассказывать детям, как они родились. Любой ребенок был зачат и родился в любви, это что-то потом произошло между его родителями. Ребенку важно знать, что родители любили друг друга, что зачат он был, когда у них были хорошие отношения, что ребенок запланированный. Эту историю, как начиналась семья, нужно обязательно знать.
Третье – изучайте вместе с ребенком историю рода, историю его семьи. Создавайте генеалогические деревья, тем более, что сейчас программ много для их создания. Просматривайте вместе с ребенком фотоальбомы. Дети должны знать историю.
И относитесь к психологу не как к устрашающей фигуре, а как к человеку, который может вам помочь. Цель психолога не поучать или наказать, а помочь разобраться, посмотреть на ситуацию под иным углом, открыть родителям и подросткам глаза на какие-то вещи. Очень многие путают психолога и психиатра. Психолог работает со здоровыми людьми, а психиатр – с теми, у кого уже есть отклонения.
В России наблюдается крайне низкий уровень психологической грамотности. Люди ошибочно полагают, что сами со всем справятся или прибегают в помощи так называемой “бытовой психологии”, когда проблема обсуждается в кругу друзей или близких за бутылочкой пива или вина. Но это не выход! Да, вы получите временное облегчение, но сама проблема останется и ситуация может только усугубиться.

– Хотите что-нибудь сказать в заключение?
– Когда я только пришла в инспекцию и начала работать с детьми и подростками, думала, что могу изменить мир. Представляла, как маленькие ребятишки играют в огромном поле во ржи. Тысячи малышей и вокруг ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А на краю поля бездонная черная пропасть и мое дело сделать так, чтобы они не сорвались в нее. Ведь они играют и не видят, куда бегут. Тогда я понимала свою работу именно так и единственное, чего мне хотелось — это оберегать ребят от рокового падения в пропасть.
Сейчас, спустя полтора года, я смотрю на свою работу совсем по-другому, но моя основная цель не изменилась.

Статьи по теме




Поделитесь новостью в социальных сетях

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Баннер Подписка

Подать объявление в газету

Баннер 3А

Реклама

Скажи, что ты думаешь

Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы была такая возможность?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...

Баннер Полезные телефоны

Баннер 3B

Реклама

Баннер 3А

Реклама