Территория свердловского поселка Восточный, жители которого обратились за помощью на «прямую линию» к президенту РФ Владимиру Путину, стремительно превращается в остров.
Старенький понтонный мост, который последние 18 лет соединял поселок с дорогой на Верхотурье, уже затоплен разбухшей от талых вод рекой Турой, и непонятно, подлежит ли теперь восстановлению. Единственной дорогой, которая еще соединяет Восточный с большой землей, остается разбитая грунтовка со стороны Сосьвы. Но и эта ниточка может вот-вот оборваться. Причина та же — паводок, помноженный на бесхозяйственность. Свидетелями тому и другому явлению стали корреспонденты Znak.com, прорвавшиеся вчера в Восточный на УАЗе по узенькой тропинке, которую пока еще не размыло.
Понтонный мост через Туру спасали как могли. С деревоперерабатывающего предприятия «Аргус СФК», выступающего для поселка Восточный «градообразующим», выделили горбыль и обрезь. Еще неделю назад ими же заваливали полутораметровую ступеньку, образовавшуюся между перекосившимися понтонами, делая угол въезда для машин более пологим. В воскресенье, 17 апреля, все эти мероприятия потеряли какой-либо смысл. Прохудившиеся от старости понтоны залило талыми водами и они ушли на дно. «Мост в паводок обычно отвязывали с одной стороны, и он сворачивал к левой стороне реки. Но в этом году понтоны оказались затопленными и замороженными. Дорожники его не смогли толком отвести, трелевочным трактором оттащили немножко, но он все равно затонул», — описал происходившее корреспондентам нашего издания главный инженер «Аргуса» Алексей Шеститко.
Он и несколько деревенских мужиков были последними, кто решился проехать в выходные по аварийной конструкции. Делали это на «попрошайке» — так здесь называют трактор с приваренным впереди кабины кузовом. Очевидно, что Шеститко и другие пассажиры при этом рисковали жизнью, хотя вслух они об этом не говорят.
Для Шеститко понтонный мост — это гарантия стабильной работы предприятия и вывоза части готовой продукции. «Основное вывозим железной дорогой, автотранспортом везем пеллеты. В конце месяца планировалось отправить две машины, сейчас это будет сделать проблематично», — рассказывает инженер. К тому же, машинами на «Аргус» завозят специальный клей для изделий. «У нас с дорожниками цели противоположные — им надо поскорее закрыть мост, чтобы обезопаситься, а мы заинтересованы, чтобы он дольше работал», — поясняет Шеститко. На другом берегу у него и других работников «Аргуса» остались брошенными личные машины, на которых они уже не решались в последние дни ездить по затопленной и перекошенной конструкции.
Есть альтернативный путь, в объезд через Серов и Сосьву. Это плюс 230 километров, порядка четверти из которых — разбитые грунтовки. К тому же и этот путь сейчас не безопасен. В 20 километрах от Восточного талые воды тоже изрядно подмыли дорогу. Тяжелая фура может здесь легко продавить сохранившийся кусок полотна, завалившись в болото.
Причина банальна. Дорожные службы не прикрыли на зиму дренажную трубу, проложенную для пропуска паводковых вод под дорогой. Её забило льдом, и вода пошла поверх дороги, размывая полотно. «Мы фактически остались на острове, острове Восточный. С стороны Верхотурья существует угроза затопления автодороги в районе деревни Рычково. До Верхотурья стало проблематично добираться. Со стороны Сосьвы дорогу тоже размывает», — констатировал Шеститко.
Помимо решения производственных задач «Аргуса», утерянный понтонный мост обеспечивал бесперебойную доставку продуктов для 6 тыс. жителей Восточного. «В выходные фактически остались без всего», — рассказывает продавец местного магазина «Продукты». За несколько дней благодаря рыбакам наладили доставку необходимых продуктов по реке. На берегу сейчас регулярно дежурят две моторки-«казанки». Помимо продовольствия возят и людей. Ходят одним им известным фарватером, часть которого проходит через затопленные прибрежные кусты и пойменные луга. Дорога через реку в одну сторону получается длинной — два километра.
«Хлебопекарни у нас в Котюково и в Верхотурье. Машина два раза в день ходила, теперь на лодках один раз только возим. Колбасу завезли на лодках вчера, крупы все, яйца, заведующая вчера специально сама ездила. Как будет дальше, никто не знает», — продолжила сотрудница торговой сферы. Молочную продукцию завезли сегодня из Кушвы кружным путем через Серов и Сосьву. Машина шла на шесть часов дольше. Сможет ли она пройти еще раз через размываемую дорогу, неизвестно.
Но главное — что будет дальше с переправой через Туру. Погибший нынче мост, рассказывают местные жители, прослужил им 18 лет. Хотя изначально планировалось поставить его всего на пять лет, после чего заменить на капитальный. «В 1998 году его поставили, — рассказал историю один из добровольных паромщиков по имени Николай. — Его привели по воде откуда-то со стороны Нефтеюганска. Там он, говорят, тоже лет 10 проработал до нас». Сейчас жители поселка боятся, что проржавевшую до дыр конструкцию забьет песком с речным илом, и ее будет уже не поднять со дна.
Среди жителей поселка обсуждается информация, что из Тюмени им тянут новый понтонный мост. Обсуждают и то, что учредители «Аргуса», заручившись поддержкой губернатора Евгения Куйвашева и областного премьера Дениса Паслера, вроде бы добились выделения 172 млн рублей на строительство капитального моста через Туру. Но совсем недавно пошел слух, что этих денег хватит только на проектные работы и строительство бетонных оснований нового моста. «Хотя вроде бы даже срок сдачи установлен — 20 декабря», — говорит Шеститко. Глава администрации Сосьвинского округа Геннадий Макаров, к которому территориально относится Восточный, говорит, что обещанная сумма больше — 250 млн рублей.
Коллизия заключается в том, что выделили их соседнему Верхотурскому округу. Территория самой переправы, расположенная чуть южнее Восточного, находится в их юрисдикции. Однако на левом берегу Туры в этом районе у Верхотурья всего три деревни: Литовская, Россол и Лобанова, где проживает человек 8-10. С учетом, что в самом Верхотурье нынешним паводком снесло навесной пешеходный мост, а единственный автомобильный через всю ту же Туру также пришел в аварийное состояние, никто не знает, дойдут ли руки и средства до решения проблемы Восточного. Он, в конце концов, не территория Верхотурья — Духовной столицы Урала.
Тем временем вода в Туре и Сосьве пребывает со скоростью 30-40 сантиметров в сутки. Всего уровень реки поднялся более чем на 6 метров. «Это только начало», — основываясь на многолетних личных наблюдениях считает глава администрации округа Макаров. Местные с ним согласны. Они сейчас ловят каждую новость о том, что происходит ниже по течению, в первую очередь — пошел ли лед на Иртыше.
Автор: Игорь Пушкарев
Фото: Евгений Жирных.