Часть налоговой нагрузки переложат на граждан? В Минфине есть такая идея

Автор 02/10/2014 | Оставить комментарий

Министерство финансов считает целесообразным переложить часть страховых взносов (в медицинский, пенсионный и социальный фонды) с предприятий на граждан, заявил министр финансов Антон Силуанов (цитата по «Интерфаксу»).

Антон Силуанов считает, что шока для граждан не будет. Фото: "Ведомости"

Антон Силуанов считает, что шока для граждан не будет. Фото: «Ведомости»

В настоящее время работодатели уплачивают страховые взносы с годовых зарплат их работников до 624 тысяч рублей в объеме 30% от фонда оплаты труда (22% — в ПФР, 2,9% — в ФСС и 5,1% — в ФОМС), свыше 624 тысяч рублей — только в ПФР и по ставке 10%, пишут РИА «Новости». «Эти 30% с фонда оплаты труда очень сильно давят на предприятия, поэтому и напрашивается налоговый маневр», — приводит слова одного из чиновников Минфина сайт газеты «Ведомости».

Силуанов назвал свою идею переложить часть страховых взносов на граждан концептуальным предложением — это, считает министр, позволит снизить обременительную нагрузку на бизнес.

Шока для граждан не будет, перенос нагрузки будет постепенным, обещал Силуанов: можно начать с 2-3-4%: 26% будет продолжать платить работодатель и всего 4% — граждане. Такое распределение нагрузки гораздо мягче, чем принято в мировой практике: распределение нагрузки по страховым взносам между населением и компаниями обычно где-то 50 на 50, поделился Силуанов. Изменения в методике уплаты взносов могут произойти уже после 2018 г., поспешил успокоить Силуанов.

С правительством эта идея пока не обсуждалась, подчеркивает представитель Минфина. Представитель первого зампреда правительства Игоря Шувалова и представитель председателя правительства Наталья Тимакова не ответили на вопрос «Ведомостей».

Теоретически это верное решение, но политически — очень сложное, осторожничает еще один чиновник Минфина и приводит сравнение: «По популярности и по давности тема не уступает теме повышения пенсионного возраста».

Обсуждать различные непопулярные меры, связанные с повышением или введением новых налогов на население, чиновники начали летом нынешнего года. Выхода нет, признавались они, повышать налоги на компании дальше нельзя — из-за проблем в российской экономике налог на прибыль, по данным Минфина, и так рухнул: в 2007 г. его собирали в размере 6,53% ВВП, в 2013 г. — всего 3,11%.

А вот поступления от населения были стабильны: налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2007 г. собирали 3,81% ВВП, а в 2013 г. — 3,75% ВВП. Поэтому единственная возможность сейчас — повышать налоги либо на зарплату, либо на потребление, объясняли чиновники. Летом обсуждалось повышение НДФЛ и налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта после 2018 г., а также введение налога с продаж с 2015 г., но последняя мера была заменена региональными сборами за различные виды деятельности.

Еще одно завуалированное повышение налогов на граждан — повышение ставки взносов в фонд обязательного медицинского страхования: дополнительные доходы закроют дефицит в фонде лишь в 2017 г., а в 2015 и 2016 гг. большая их часть пойдет трансфертом из фонда в бюджет — 140 млрд и 130 млрд руб. соответственно.

Идея переложить уплату страховых взносов на граждан — в том же русле, указывает Александра Суслина из Экспертной группы: повышение (и, может, вполне существенное) нагрузки снизит их реальные доходы, отразится на потреблении — и это будет дополнительным ударом по угасающему экономическому росту. При ставке взносов в 4%, получается, нагрузка на зарплату вырастет с 13 до 17%. Правительство не решилось повысить НДФЛ до 15%, но для самого налогоплательщика разницы нет, это, по сути, одно и то же, только по-другому называется, констатирует партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Он ждет роста серых зарплат.

Из-за различных новаций в налогообложении оплаты труда Россия уже стоит на пороге радикального увеличения теневого сектора — с текущих 30 до 40-45%, указывает Владимир Назаров из Института Гайдара: в начале 2000-х гг., когда была введена плоская шкала НДФЛ, это увеличило поступления от налогов на 1% ВВП, если налоговые реформы продолжатся, этот 1% может быть потерян.

Риски есть, но можно их снизить, медленно повышая нагрузку по взносам, успокаивает чиновник Минфина. Есть и противовес, снижается нагрузка на бизнес, компании могут начать снижать цены — и это компенсирует рост зарплат. Сейчас согласно рейтингу Doing Business налоги и выплаты на зарплату в России составляют 36,7% прибыли предприятий, в странах ОЭСР — в среднем 23,5%, в странах БРИКС — в среднем 26,9%. Основное конкурентное преимущество стран ОЭСР и БРИКС по сравнению с Россией — более низкая налоговая нагрузка на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда, говорится в Основных направлениях налоговой политики Минфина на 2015-2017 гг.

Снижение нагрузки по страховым взносам поможет предприятиям, которые платят белые зарплаты, подтверждает Суслина: снизится удельный вес затрат на оплату труда в структуре издержек. Базу по налогу на прибыль такой маневр со страховыми взносами не уменьшит: даже если взносы будут платить граждане, они все равно будут вычитаться из налоговой базы компаний, указывает Щекин.

Назаров не согласен — это бессмысленная мера: правительство может технически переложить уплату взносов с одних на других, но то, на кого фактически ляжет нагрузка, определит рынок, эластичность спроса на труд. Сейчас свою нагрузку предприятия уже могут переложить на сотрудников, уменьшив их зарплаты, в том случае, если есть переизбыток рабочей силы; и, наоборот, при дефиците труда после реформы со взносами работодатели будут вынуждены компенсировать возросшие издержки сотрудникам, увеличивая их зарплаты, объясняет Назаров. Сейчас, за исключением совсем депрессивных регионов, в стране аномально низкая безработица, население стареет, плюс в госсекторе продолжают раздуваться зарплаты — компаниям придется удерживать сотрудников. Но по мере обострения проблем в экономике безработица также будет расти, продолжает Назаров, на рынке услуг и в сфере торговли уже работодатели могут занижать зарплаты. Но согласно базовому прогнозу Минэкономразвития безработица вырастет несильно — с 5,7% в 2013 г. до 6% в 2017 г.; в 2008 г. она была 6,4%.

Единственная возможная польза от идеи Силуанова — повышение контроля за соцрасходами со стороны граждан, резюмирует Назаров, но в наших реалиях этот аргумент похож на лукавство: другой рукой власти препятствуют нормальному выборному процессу, который и должен этот контроль обеспечивать, резюмируют «Ведомости».

 

Статьи по теме




Поделитесь новостью в социальных сетях

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Баннер Подписка

Подать объявление в газету

Баннер 3А

Реклама

Скажи, что ты думаешь

Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы была такая возможность?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...

Баннер Полезные телефоны

Баннер 3B

Реклама

Баннер 3А

Реклама