На областном августовском педсовете муниципалитетам-«двоечникам» поставили в пример «отличников». Свердловский министр общего и профессионального образования Юрий Биктуганов заявил, что научить базовой математике можно каждого выпускника средней школы — и это сделали в 34 муниципальных образованиях — таких как Пелым, Верхнее Дуброво, Махнёво, Тавдинский, Таборинский, Шалинский, Сосьвинской городские округа и другие.
В остальных городах и весях региона учителя сработали недостаточно профессионально, поскольку их ученики на госэкзамене не смогли решить простейшие задачи.
На педсовете в Доме правительства Свердловской области стали известны самые «отстающие» города региона. Как ни удивительно, больше всего не сдавших государственное испытание среди выпускников 2015 года — в Екатеринбурге. А ведь именно в уральской столице сконцентрированы лучшие школы и самые подготовленные учителя. Это из Пелыма попробуй поезди в областной центр на курсы повышения квалификации — и далеко, и дорого. А педагогам-то из Екатеринбурга сам бог велел своё мастерство повышать: в нескольких остановках городского транспорта — и Институт развития образования с его курсами, и педуниверситет с семинарами, и другие высшие учебные заведения, где тоже можно получить новые актуальные знания. Между тем здесь аж 27 человек сразу не получили в школе даже базового уровня математики.
Катастрофическая ситуация с преподаванием «царицы наук» в Североуральском, Нижнесергинском, Артёмовском городских округах, в Нижнем Тагиле и Первоуральске. К примеру, в Североуральском ГО не смогли решить элементарные задачки для пятого класса, а значит, не набрали минимального балла по базовой математике и не получили аттестат десять выпускников средней школы. Вроде бы в сравнении с Екатеринбургом не так много. Однако школьников здесь меньше, чем в областном центре не в три раза, а в десять раз. Так что подобный результат работы педагогов — действительно вопиющий. Неудивительно, что в своём заключительном слове на педсовете председатель правительства Денис Паслер сказал довольно жёстко, но, увы, справедливо:
— Сколько наших выпускников школ могли бы взять на работу международные корпорации? Немного. А ведь от уровня образования, в том числе школьного, зависит положение страны на мировой арене. Надо учитывать, уважаемые педагоги, что лидерство России невозможно без конкурентоспособных знаний, которые получают граждане. Сегодня надо признать: многие учителя у нас штампуют брак.
Однако свердловские педагоги способны работать лучше: 16 процентов учительского состава области имеют высшую квалификационную категорию, около 40 процентов — первую. Надо осваивать методику работы с неуспевающими школьниками. Нужно обучать этому специалистов.
— Педагогам предстоит проходить переобучение, чтобы давать соответствующее образование детям. Иначе мы постоянно будем отставать, — считает Денис Паслер.
— До конца сентября министерство ждёт заявки от территорий для участия педагогов в курсах повышения квалификации, — заявил Биктуганов. — Обязательно должны прийти заявки от тех муниципалитетов, где школьники не смогли сдать экзамен по базовой математике.
И если прежде монополистом проведения курсов для учителей региона был Институт развития образования (ИРО), то отныне их будут проводить и другие площадки — очевидно, прежде всего, педуниверситет, а возможно, кто-то ещё (это пока не решено). Как объяснил Юрий Биктуганов, свердловские педагоги выразили недоверие качеству образования, которое предлагает ИРО. Так что минобразования будет искать и другие варианты повышения квалификации учителей.