Ситуация, сложившаяся вокруг вероятного закрытия колоний , расположенных в проселке Сосьва, стала предметом обсуждения на рабочей встрече ряда членов Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области . Встреча общественных наблюдателей состоялась 4 марта 2015 года в офисе правозащитной организации «Сутяжник».
Итоги рабочей встречи сайту «ПроСосьву.ru» прокомментировал Дмитрий Рожин, член ОНК Свердловской области.
— Дмитрий, местные жители сообщают, что колонии в Сосьве могут закрыть. Речь идет о возможном закрытии исправительных колоний №№ 15 и 18 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области. Объявлено о митинге, который состоится 12 марта — местные говорят, что если в поселке закроются колонии, то Сосьва — классическая деревня при ГУФСИНе — закрытия исправительных учреждений не переживает. Поселок умрет… ОНК как-то отслеживает ситуацию?
— Есть у нас информация, что готовится закрытие даже не одной, а трех колоний. И в рамках обсуждения всех этих вопросов мы считаем, что нужно закрывать вовсе не 15-ю колонию. Есть альтернативное предложение о закрытии колонии № 2 в городе Екатеринбурге. Если нужно сокращать колонии, то легче закрыть вторую колонию. И все… Всем это будет выгодно.
— А почему?
— Во — первых, репутация второй колонии. Колония светится везде (в негативном плане) на протяжении многих лет. И репутация у колонии нехорошая.
— «Пыточная» репутация?
— У обывателей она именно в таком варианте на слуху. Кроме того, ИК-2 непосредственно граничит с СИЗО-1. В СИЗО-1 у нас постоянный перелемит, едва ли не в два раза. И это проблему не могут решить на протяжении долгих лет. Можно ликвидировать ИК-2 и за счет помещений этой колонии решить вопрос с перелемитом в СИЗО-1. Этим мы убиваем сразу двух зайцев. Это — во-вторых.
В третьих, понимаете, никому репутационно не нужна колония в центре Екатеринбурга — ни областной нашей власти, ни высшей, ни жителям близлежащих домов. У них, как в анекдоте, окна выходят на тюрьму и в любьой момент они могут переместиться проживать напротив своего дома.
Ну и… Вы правильно расставляете приоритеты. Если колония является градообразующей, то в случае ее закрытия люди потеряют ряд рабочих мест и будут поставлены на грань выживания.
Соответственно, перераспределить людей из Екатеринбурга куда-то на окраину легче и дешевле, чем наоборот. Обеспечить сотрудника жильем в Екатеринбурге — дорого. Сама жизнь в любом другом городе Свердловской области значительно дешевле, чем в Екатеринбурге.
Производство в колониях нужно расширять. Во второй колонии производство особо не расширишь. И сотрудники из 15-й колонии не трудоустроишь, потому что переезд этих сотрудников в другие города, если их, конечно, не увольнять из системы, в любом случае, очень дорого обойдется.
Мы безусловно считаем, что если необходимо закрывать колонии, то закрывать, учитывая все эти обстоятельства, нужно не 15-ю колонию, а 2-ю. Готовы это аргументировать…
Кстати, мы считаем, что в рамках комплексного плана по закрытию второй колонии необходимо решать вопрос о переносе главка ГУФСИН в иные города. Те, где велика концентрация исправительных учреждений. Например, в Нижний Тагил. Переезд необходим, чтобы руководители главка эффективнее управляли своими учреждениями.
Нижний Тагил является тем городом, в который легче приехать из Ивделя, Тавды, Сосьвы. Там основное сосредоточение исправительных колоний. Зачем у нас главк ГУФСИН сидит в Екатеринбурге и периодически гоняет сотрудника из колоний к себе на совещания. В рамках оптимизации затрат их (сотрудников главка ФСИН России по Свердловской области, — прим. prososvu.ru) необходимо перевести в Нижний Тагил.
— А по Сосьве?
— Мы, некоторые члены ОНК Свердловской области, безусловно солидарны с жителями Сосьвинского городского округа: ИК-15 закрывать нельзя…
— А у ОНК нет информации о возможном закрытии исправительной колонии № 18?
— Это все пока на фоне слухов. Мероприятий пока не проводится. Мы ведь для ГУФСИНа консультативный орган, мы просто, грубо говоря, общаемся с сотрудниками и получаем информацию. Речь идет о вероятном закрытии трех колоний, нумерацию их мы не знаем. При этом, по ИК-15 идет муссирование информации. Дума без огня не бывает, понимаете?.. На последних встречах, на которых, в частности, обсуждались вопросы производства, 18-я колония звучала.
С Дмитрием Рожиным солидарен и его коллега по Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Василий Рыбаков.
— 27 февраля 2015 года, я и коллега Александр Аникин присутствовали на рабочей встрече с уполномоченной по правам человека в Свердловской области Т.Г.Мерзляковой. На встрече обсудили широкий спектр вопросов. Особое внимание уделили проблеме закрытия ФКУ ИК-15 в поселке Сосьва. В последнее время мне часто доводится общается с родственниками осужденных, которые переживают из-за закрытия исправительного учреждения. Помимо того, полагаю, что из-за закрытия колонии, если сотрудники исправительного учреждения останутся без работы, в Сосьве сложится непростая экономическая ситуация, — в интервб сайту «ПроСосьву.ru» сообщил Василий Рыбаков. — Понимая все экономические сложности, связанные с деятельностью исправительных колоний, предлагаю федеральной службе исполнения наказаний рассмотреть более практичный подход.
Василий Рыбаков направил во ФСИН России письмо, в котором предлагает вместо сосьвинской ИК-15 ликвидировать екатеринбургскую ИК-2.
— Надеюсь, жители поселка Сосьва и города Екатеринбурга меня поддержат. Жителям Екатеринбурга вряд ли нужна исправительная колония в центре города, а вот жителям Сосьвы без исправительной колонии будет очень непросто. Особенно в кризис, — говорит общественник.
Сайт «ПроСосьву.ru» будет следить за развитием событий вокруг возможной ликвидации исправительных колоний.
КОММЕНТАРИЙ
Главк ФСИН Свердловскойй области не видит смысла переезжать в Нижний Тагил
Александр Левченко, руководитель пресс-службы ГУФСИН России по Свердловской области, прокомментировал сайту инициативу общественников о переносе пенитенциарного свердловского главка из Екатеринбурга в Нижний Тагил:
— Общественная наблюдательная комиссия — это нужная и полезная организация. У общественников очень много задач, с которыми они не всегда могут справиться в силу различных обстоятельств. Отметим, что вопросы переноса учреждений уголовно-исполнительной системы не входят в сферу деятельности ОНК. Как предложение отдельных общественников, наверное, это предложение может иметь место, но… Уже многие десятилетия главк вполне профессионально управляет деятельностью из Екатеринбурга — центра Свердловской области. Екатеринбург — большой транспортный узел, центр связи и интернет-коммуникаций. Здесь расположены правоохранительные и судебные структуры, с которыми взаимодействует ГУФСИН — МВД, Следственный комитет, Свердловский областной суд, прокуратура, УФСКН. Руководство и сотрудники Главка, отвечающие за ряд направлений, регулярно посещают закрепленные учреждения с целью проведения проверок, инспекций и так далее… Отметим, что когда в Нижнем Тагиле и на севере Свердловской области существовали сотни учреждений (в них отбывали наказание несколько сотен тысяч человек) Главк располагался в Свердловске-Екатеринбурге и вопрос о переносе его в другие города области не стоял.
К слову, во всех территориальных органах ФСИН России Главки также располагаются в областных центрах. Исключение — Мордовия. Кстати, в Екатеринбурге только в СИЗО-1 и СИЗО-5 содержится почти 4 000 человек, что составляет не менее 80% следственно-арестованных.
Сегодня, когда численность спецконтингента неуклонно снижается (с 42-43 000 человек в 2010 году до 31-32 000 в 2014 году), а со всеми учреждениями имеется достаточное транспортное сообщение, стабильно работающие телефонная и интернет-связь, предложение ряда членов ОНК о переносе Главка в Нижний Тагил выглядит довольно экстравагантным.
Деятельность ОНК довольно многогранна. К примеру, члены ОНК могли бы более активно участвовать в процессе создания новых рабочих мест в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что позволило бы улучшить процесс ресоциализации граждан; работать о гражданами в этом плане после того, как они отбыли свой срок наказания. Отметим, что ряд членов ОНК этой работой занимаются. Есть те, кто сосредоточен на оперативном размещении непроверенного «негатива» на своих блогах. Кажется, что главным в предложении о переносе Главка является привлечение внимания прессы к собственным персонам. Лучше, как мне кажется, всем членам ОНК «закатать рукава» и работать в учреждениях УИС.
Так, интересным направлением работы для ряда членов ОНК в текущем году стали проверки системы организации питания осужденных (этот проект перешел с 2014 года), проверки производственного направления, трудоустройства осужденных, их вещевое довольствие и так далее.
Кстати, если уж на то пошло, сами члены ОНК, которые делают экстравагантные предложения по переносу Главка, не предлагали и сами переехать куда-то «севернее». Ни разу при встречах с руководством ГУФСИН , а они проводятся регулярно, ни один из членов ОНК не предлагал перенос Главка.