А что у тебя с этим, с Джавдетом?
Ты как здесь оказался? Стреляли.
Слушай, хоть женщин возьми.
Эт точно.
Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова. Он будет вас кормить и защищать. Он хороший человек.
Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком…
Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.
Вопросы есть? Вопросов нет. За мной!
Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться? Лучше, конечно, помучиться.
Здорово, отцы! Прощенья просим! Где взяли? Давно здесь сидим.
Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас нет теперь хозяина, нет господина. И называйте меня просто товарищ Сухов. Забудьте вы к чертям свое проклятое прошлое. Вы будете свободно трудиться и у каждой будет отдельный супруг.
Гюльчатай, открой личико, а?
Господин назначил меня любимой женой!
Зачем ты убил моих людей, Саид? Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом ручье. Его там нет.
Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.
Я не пью. Правильно. Я вот тоже сейчас это допью… и брошу.
Вот что, ребята, пулемет я вам не дам.
Павлины, говоришь? Хех…
А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай твоя любимая жена? Разве она обидится?
Не говори никому, не надо.
Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала.Я рассчитывал на тебя.
Да гранаты у него не той системы.
Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.
Верещагин! Уходи с баркаса!
Абдулла! Таможня дает добро!
Махмуд! Зажигай!
Ты как с Джавдетом? Может, помочь? Нет, Джавдет мой. Встретишь, не трогай его.
Абдулла, руки-то опусти.
Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров!
Джамиля! Разве ты не была любимой женой? Обидел ли я тебя хоть раз? Почему ты не умерла?
До свидания, барышни! Извините, коль что не так.
Душа моя рвется к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо
Еще хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идем себе по пескам и ни о чем не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем — напрасное это занятие.
Женщина — она тоже человек!
Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.
Мне как сознательному бойцу поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока.
Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный»
Народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком.
Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться.
Потому как долг революционный к тому нас обязывает.
Ты мне по характеру подходишь, я шустрых люблю.
Я ж по-серьезному, я жениться хочу. Только личико увидеть, а то вдруг крокодил какой, а потом томись всю жизнь!
Занимательные факты о фильме:
В ходе сбора материалов для сценария Валентин Ежов от одного из участников гражданской войны услышал историю о басмаче, который бежал за границу, бросив в пустыне свой гарем. Рассказ ветерана впечатлил Ежова, и он положил этот случай в основу сюжета будущего фильма.
Написать музыку и тексты песен к фильму Мотыль пригласил Исаака Шварца и Булата Окуджаву, с которыми он сотрудничал при создании своего предыдущего фильма «Женя, Женечка и «Катюша»» (1967).
Фильм Белое солнце пустыни стал одним из талисманов советских и российских космонавтов. Просмотр картины обязателен перед стартом каждой новой космической экспедиции.
У других космонавтов есть свое объяснение возникновения этой традиции. Готовившийся к полету после гибели экипажа корабля «Союз-11″ отряд «Союза-12″ смотрел накануне старта «Белое солнце пустыни». После удачного завершения полета Василий Лазарев и Олег Макаров утверждали, что их возвращению на Землю способствовал предстартовый киносеанс, и с тех пор среди их коллег считается обязательным смотреть картину Владимира Мотыля перед отправлением в космос. Если корабль стартует не с Байконура или Плесецка, то кассету или диск с фильмом экипаж берет с собой.
Рабочее название картины — «Пустыня».
Павел Луспекаев (Верещагин) ко времени начала съемок «Белого солнца пустыни» перенес операцию по ампутации стоп обеих ног из-за тяжелой болезни, которая развилась следствие полученного на фронте обморожения. Актер мог передвигаться только на протезах, и Мотыль предложил ему сыграть своего персонажа на костылях, выразив готовность переписать для этого сценарий. Но Луспекаев не только наотрез отказался от предложения режиссера, но и поставил условие, что будет сниматься без дублеров. Режиссёр согласился. Впечатленный мужеством Луспекаева и его актерской игрой, Мотыль внес в сценарий изменения, сделав Верещагина одним из центральных персонажей и даже изменив его имя с первоначального «Александр» на «Павел».
В Каспийске однажды ночью воры украли у съемочной группы большое количество дорогостоящего реквизита. Чтобы в дальнейшем обезопасить себя и своих коллег от подобных неприятностей, Владимир Мотыль пошел на своеобразную сделку с местным криминальным авторитетом — Али, пригласив его сняться в эпизодической роли. Уголовник сыграл в картине одного из подручных Черного Абдуллы — бандита в красной рубахе.
Разнообразить действие картины лирическими отступлениями в виде воображаемых писем Сухова к его супруге принадлежит Владимиру Мотылю, а текст посланий красноармейца к «любезной Катерине Матвеевне» был написан Марком Захаровым.
Ставшей крылатой фразы подпоручика Семена: «Да гранаты у него не той системы», которую он произносит, взобравшись на коня после того, как Верещагин выбросил его из окна, не было в сценарии.
Памятники Верещагину установлены на территории таможни в Кургане, а также в отделениях украинской таможни в Амвросиевке Донецкой области и Луганске. В 2008 году в СМИ прошла информация о том, что Федеральная таможенная служба РФ планируется открыть памятник герою фильма в Москве.
В 2001 году был опубликован роман «Белое солнце пустыни», написанный сценаристами картины Валентином Ежовым и Рустамом Ибрагимбековым.
«Белое солнце пустыни» создавалось на волне предпринятых во второй половине 1960-х годов удачных попыток советских кинематографистов переосмыслить жанр вестерна, наполнив его историко-революционным содержанием. Образцами этого направления, получившего название «истерн» (от английского слова «east» — восток), можно считать такие фильмы, как «Неуловимые мстители», «Даурия», «Телохранитель», «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).
«Белое солнце пустыни» долго не хотели выпускать в прокат, для чего каждый раз находились новые причины, но, к счастью, судьбу фильма решило вмешательство главы Советского Союза Леонида Ильича Брежнева. Брежнев, большой поклонник боевиков и вестернов, посмотрев у себя на даче новую, еще не вышедшую на экраны ленту, пришел в полный восторг.
Натурные съемки картины продолжались с июля по ноябрь 1968 года и проходили в деревне Мистолово Всеволожского района Ленинградской области, в Дагестане — в окрестностях Махачкалы и на побережье Каспийского моря, а также в Туркменистане. Затем до января 1969 года снимались павильонные эпизоды.