Жители станций и полустанков, стоящих вдоль железнодорожных путей между Серовом и Карпунино, остались без продуктов первой необходимости. С 1 июля 2017 года прекратила свою работу вагон-лавка, которая еженедельно снабжала людей хлебом, молоком, крупами, мукой и другими продуктами.
27 июня журналист “Глобуса” съездил в последний путь вагон-лавки и поговорил с жителями “обитаемых островов”-полустанков, которые остались на обочине рельсов.
Социальный магазин на колесах
– Наша лавка — это социальный вагон. Он служит для обеспечения продуктами первой необходимости пенсионеров, бывших работников железнодорожного транспорта и других граждан, – говорит Виктор Мясников, проводник вагон-лавки. – Мы единственные на постоянной основе завозили людям продукты первой необходимости – хлеб, молоко… Доставляли продукты в места, куда невозможно подъехать другим путем, особенно весной, когда идет паводок. У многих жителей полустанков есть дети, они могут приводить продукты, например, на неделю вперед. С хлебом-молоком так не получится. А вагон-лавка раз в неделю ходил, они покупали по несколько булок…
Виктор вместе со своей супругой Натальей работают в вагон-лавке проводниками с января 2017 года.
По словам проводников Мясниковых, вагон-лавка прекратил свою деятельность, потому что “Железнодорожная торговая компания”, занимающаяся торговлей, больше не хочет арендовать вагон по прежней цене.
— Им это, наверное, невыгодно. А “ФПК-Логистика”, которой вагон принадлежит, цену снижать не собирается, — Виктор Мясников разводит руками и начинает рассуждать. — Какая цель может быть у социального проекта? Нажиться? Если хотите нажиться на пенсионерах, то это уже не социальный проект. Социальный проект, я так думаю, не должен приносить прибыли. Он должен поддерживать людей. Раньше до Урая поезд 3-4 раза в день ходил. Сейчас, чтобы из Урая в город выбраться, нужно целую экспедицию организовать.
– Урай, Старое Морозково, Поспелково, 77 километр, 97 километр, Сотрино – и на всех этих станциях к нам заходят люди, – говорит Наталья. – Много народу в Урае и Поспелково. Дальше по одному, по два, по три человека.А люди в поселках говорят: “Вы уж нас не бросайте…”.
Проводники знают в лицо и по именам практически всех посетителей поезда-лавки, потому что видят их каждую неделю. Сейчас к постоянным клиентам добавляются дачники, рыбаки, грибники и ягодники.
Стариков лишают хлеба
Станция “Урай” первая на пути следования поезда, где люди пользуются услугами магазина на колесах. До Урая проехали “Серов Заводской”, “Серов Сортировочный”, “Углежжение” и “Филькино”. В этих поселках есть магазины. А вот жителям Урая сейчас совсем туго: река разлилась, до цивилизации можно добраться только поездом, магазинов в поселке нет.
– Хотя бы раз в неделю нам вагон-лавка нужна. Здесь же стариков много живет. Анна Григорьевна Самойлова — труженик тыла, ей 93 года. Брату ее 80 нынче будет. Саима Салаватуллина — 86 лет, местные ее зовут тетей Соней, – рассказывает жительница Урая Раиса Тенихина. – Мы не знаем, как теперь жить будем… Продавец говорит, что нужно принести списки с продуктами, которые нужны. А у меня сегодня есть хлеб, а завтра его нету, соль кончилась. Раз в неделю идет вагон-лавка. Еще и это отнимите! И с чем мы здесь остаемся? Мы ведь люди – не животные. У меня скотины полно, мне хлеба надо, крупы надо, соли обязательно надо. Продукты — дорогие, но покупаем, а куда нам деваться? У нас положение безвыходное…
Раиса пришла к поезду с пустой канистрой под питьевую воду. Говорит, в поселке качественной воды нет, единственный колодец никто не ремонтирует, вот и приходится воду у проводников просить.
На ногах у женщины болотники. Во время паводка по поселку трудно пройти, не замочив ног.
Пустые полустанки…
По пути до Карпунино стоянки на всех станциях по 10 минут. Сделано это из-за поезда-лавки. Как объяснили самим проводникам, в будущем продавец поезда-лавки будет ездить вместе с пассажирами в вагоне. Ей будут заранее заказывать продукты, а она будет развозить их по станциям, только уже стоянка будет 1-2 минуты…
– Специально для этого поезда сделано расписание – согласованы стоянки по 10 минут согласованы, – рассказывает Наталья Мясникова. – В остальные дни, кроме вторника, стоянка по 1-2 минуты.
В Новом Морозково к поезду никто не вышел. Проводники говорят, что раньше услугами лавки пользовался только один старик из местных. Он умер. Дом, в котором жил пенсионер, видно из вагона. Каменная конструкция смотрит на тебя черными глазницами выставленных окон. Над входом на ветру колышется маленький триколор.
На таких остановка выходят, в основном, грибники и ягодники.
“Президента послушаешь, весело становится”…
На станции “Поспелково” ситуация обратная, жителей здесь много. Это либо бывшие, либо нынешние работники железной дороги.
– Президент свалками занимается. Надо и нам как-то до него добраться. Нас уже за людей не считают, – негодует ветеран труда Сергей Непогодин. – И так раз в неделю сухари едим, а не хлеб. Издеваются. Чтобы я еще за них голосовать стал? Да я никогда не буду больше голосовать!
Сергей Васильевич всю жизнь прожил в Поспелково и всегда пользовался услугами вагон-лавки. Мужчина вспоминает, что раньше вагон-лавка ходила отдельным составом – тепловоз и вагон.
– За народ нас не считают, нечего тут думать. Зато хорошо отчитываемся по телевизору. Как послушаешь нашего президента, весело становится, – говорит Николай Рагозин. Он помогает женщинам спустить из вагона полные сумки продуктов.
Хлеба покупают сразу по 5-6 булок. Кто-то хранит его в виде сухарей, кто-то замораживает в холодильниках. Сегодня в рейс взяли всего 50 булок хлеба. По словам продавца, обычно хватает, но сегодня разобрали весь хлеб.
– Сейчас шесть булок хлеба взяла на неделю. Три булки в холодильник уберу. А как больше хранить? Он же заплесневеет, – говорит одна из местных жительниц.
Жительница Поспелково выходит из вагон-лавки со стопой потрепанных книг в мягкой обложке. Женские романы, детективы… Продавец отдает свою литературу. Больше она не понадобится.
– Сейчас, говорят, что будут что продукты будут в пассажирском вагоне возить. А ведь ягоды пойдут, народу полно будет. Как возить будут?.. Бардак, – говорит Сергей Непогодин.
– Полный беспредел! Сначала ходил через два дня, потом через четыре, сейчас раз в неделю, а теперь вообще отменяют, – говорит Вера Леонидовна, жительница станции. – Это что такое? Как свиньям, что там наложат, мы ничего знать не будем. Мешок мне дадут с продуктами. Только дома я увижу, что там лежит. Яйца закажи, так их них в общем вагоне омлет сделают. Получится, что за продуктами в город ездить нужно будет. Утром уехал и только часов в 7 вечера домой вернешься. Это смешно. Нынче дрова за 10 километров выписали, на себе таскать будем. А сейчас еще и хлеб отбирают. Мы что, не люди?
Денег мало – в город не наездишься
Муха — первая, кто пытается попасть в вагон на остановке “Морозково-Старое”. Рыжий пес совсем не боится техники и с радостью встречает поезд виляющим хвостом.
– Конечно, надо оставлять вагон-лавку. Мы же не будем каждый раз ездить в Филькино или в Сотрино, денег немного у нас, – говорит Михаил Борзунов, житель станции.
По словам местных, в Старом Морозково сейчас живет всего 5 человек.
– В город ездим редко очень. Бывает, раз в неделю ребенка в город вожу. Возвращаемся из города обязательно с продуктами, – рассказывает Светлана Денисламова. – А вагон-лавка все основное возит. Если перестанет вагон-лавка ходить… Не знаю, как на других станциях будут жить пожилые. Это же ужас. Как они поедут? А если денег на поезд нет? А если уехал, то что целый день в городе делать?
Такая же небольшая остановка “77 километр”. В лавку заглядывает всего один человек. Его зовут Александр Чинов.
– Раньше хоть ходила чаще, теперь раз в неделю, а если отменят, тогда совсем плохо будет. Привозят хлеб, воду. Приходится, конечно, и в город ездить. От нас ведь ничего не зависит: как решат, так и будет. Но будем надеяться, – говорит Чинов.
8 километров до хлеба
— А где хлеб будем брать? Здесь магазинов нету. Тут ничего нету, – рассказывает Михаил Шадрин. – Ближайший магазин в Сосьве – за 8 километров. Автобус не ходит, ехать только на попутке или такси вызывать. Если вагон-лавку закроют, то придется в Сосьву ездить. Вызовешь такси, туда уедешь, в магазине продукты купишь, опять звонишь в такси, и едешь обратно – 150 рублей в одну сторону и 150 – обратно доехать. Больше никак. Или пешком иди.
Это реалии жителей станции “Сосьва-Новая”. Перрон здесь, отличии от многих полустанков, добротный, каменный. За одноэтажным деревянным зданием станции виднеются двухэтажные оштукатуренные дома… Окна выставлены, крыши частично обрушены.
Последний путь
На станции Карпунино поезд стоит на протяжении 5 часов. Потом он возвращается в Серов. Обратная дорога до города занимает меньше времени. Стоянки уже не такие долгие, вагон-лавка свой товар распродала. Остановки только для пассажиров. В 21.30 по местному времени поезд прибывает на станцию Серов.
28 июня нам сообщили, что из вагона-лавки уже выгрузили все остатки товара, а это значит, что больше он в рейс не выйдет. В ближайшее время пустой вагон будет перегнан в Москву. Такое решение приняли начальники в Москве, а плоды этого решения будут еще долго вспоминать в Урае, Поспелково, на 77 километре и других станциях, полустанках, поселках и деревнях.
К теме вернемся.
Текст и фото: Константин Бобылев, «Глобус».