«Почти семь лет я не снимал с себя гимнастерку, сапоги и солдатскую шинель. И об этих годах собираюсь рассказать. О моей действительной службе в армии, о двух войнах, которые пришлось пережить. В армии я прошел суровую жизненную школу, узнал немало людей, научился сходиться с ними, что впоследствии помогло в работе, в жизни. Ну а военная «карьера» моя за семь долгих лет — от рядового до старшего сержанта.
Смешное и трагическое — две сестры, сопровождающие нас по жизни. Вспоминая все веселое и все грустное, что было в эти трудные годы — второго больше, но первое дольше сохраняется в памяти, — я и постараюсь рассказать о минувших событиях так, как тогда их воспринимал»…
Во время вступительных экзаменов во ВГИК в 1946 году Юрия Никулина сняли со второго тура, причем председатель приемной комиссии кинорежиссер Сергей Юткевич категорически заявил: «Молодой человек, попробуйте поступить в какой-нибудь театральный институт. Для кино вы абсолютно непригодны, так что забудьте об этом навсегда». В конце концов его приняли сразу в два учебных заведения: студию Камерного театра и цирковое училище на Цветном бульваре. Отец посоветовал ему податься в цирковые артисты. Так было принято судьбоносное решение стать клоуном.
Когда начинающий клоун Никулин учился в студии клоунады, к нему подошел незнакомый парень и спросил совета, поступать или нет. На это Юрий ответил анекдотом: «К раввину пришел молодой человек и спрашивает, жениться ему или нет. А раввин отвечает: “Как хочешь, все равно потом будешь жалеть”». Парень посмеялся и поступил. Им оказался Михаил Шуйдин.
В кино Юрий Никулин дебютировал в 36 лет. Его первыми работами были «Девушка с гитарой» (1958), «Неподдающиеся». Роль Балбеса в новелле «Пес Барбос и необычный кросс» принесла Юрию Никулину всенародную известность.
В Иерусалиме экскурсанты из бывшего СССР обступили Никулина в надежде взять у него автограф. «Пойдемте, пойдемте! Нас ждут святые мощи», — не унимался гид. «Святые мощи лежат уже две тысячи лет и никуда не денутся, а Никулин завтра уедет», — заметил один из туристов.
Как-то загримированного для фильма «Деловые люди» Никулина везли в машине. Он достал бутафорский кольт и начал отыгрывать сцену из фильма — приставил водителю к голове пистолет и руководил, куда ехать. Когда автомобиль подъехал к Арбату, ему преградили путь две милицейские машины, из которых выскочила группа захвата. Какой-то регулировщик заметил сцену с «кольтом» и вызвал наряд. Никулина от тюрьмы спасла только его известность — он объяснил, что это просто реквизит для фильма.
На съёмках фильма «Двадцать дней без войны» режиссёр Алексей Герман попросил директора вагона-ресторана, в котором обедала труппа, снять гигантский портрет Сталина. Директор упирался, но режиссёр настаивал и в результате он подчинился. На следующий день накормили артистов плохо и Никулин сказал: «А при Сталине кормили лучше».
Вспомним яркие кино-образы Юрия Никулина? Узнайте фильм по кадру:
Никулин перестал выступать в 1981 году. После этого он перешёл на должность главного режиссера цирка на Цветном бульваре, а с 1982 года являлся директором цирка. При нём для цирка было построено полностью новое здание. Юрий Владимирович проработал в этом цирке 50 лет.
Юрий Владимирович Никулин скончался из-за осложнений после операции на сердце. Он похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. «С его уходом возникло щемящее чувство, что доброты осталось значительно меньше. «Казалось бы, меньше на одного Никулина, но это так много!» — написал в августе 1997-го, когда остановилось сердце Юрия Владимировича, Григорий Горин (который пережил его всего на три года). Горько, что Никулина уже нет. Но как же замечательно, что он был!