Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман опубликовал в своем блоге на «Живом Журнале» пост, касающийся прошлого Сосьвы.
Вот эта запись:
«Медной пластики (литых медных иконок и распятий) на Горнозаводском Урале не так много осталось. В 18-19 м вв их привозили с Выга и с Москвы. Здесь тоже лили. В Невьянске, в Тагиле и на Таватуе. На брошенных старообрядческих кладбищах этими образками вся земля устлана под дерном. В 1921-22 годах изымали тоннами, а в 1944 в ноябре, на приемке ВИЗа стояли четыре вагона, собранные по всей области. Переплавили на снарядные гильзы. Я специально пластикой не занимался, но собрал в Музее Невьянской иконы небольшую, качественную экспозицию. И вот , однажды, пришла девчонка, принесла небольшую, очень редкую плашку с Распятием и Деисусом, снятую с древнего образца и попросила, чтобы я взял эту иконку в музей. И рассказала ее историю. Ее отец в 70-х годах служил в Севураллаге и был начальником лагеря на Сосьве. И у него случился большой побег. И он отправил солдат прочесывать тайгу. Все как в кино, крики, команды, овчарки лают,хрипят и рвутся с поводков… И вот ночью солдаты вышли на маленькую деревню на острове, посреди огромного болота, которой не было на карте. Там были одни старики, которые говорили на странном русском языке. (В тех краях жили поморцы, и еще в 90х из тайги изредка выходили за солью и спичками седобородые старики с винтовками в кафтанах 17го века) Они приютили солдат, и поутру помогли пройти через болота и солдаты, отказавшись от погони, пошли в сторону зоны. И когда солдаты вернулись, один из них повинился начальнику, что украл в деревне иконку и отдал ее начальнику. И тот прожил с этой иконкой почти сорок лет и уехал в Германию и ему всегда было неуютно и совестно.И он попросил дочь, чтобы она передала эту плашку в музей. Когда я рассмотрел ее, обнаружил на тыльнике букву М и дату обозначенную буквами от Сотворения Мира 7319, т.е. 1811. А беглецов не поймали. Думаю , старики укрыли».