Полицейские дежурной части – наиболее подготовленные сотрудники, чья рука постоянно на пульсе жизни города и безопасности граждан. Наверное, именно поэтому дежурную часть величают «сердцем» полиции. И от того, как работает это «сердце» зависит доверие граждан к органам правопорядка.
– Сотрудники дежурной части занимаются сбором, обобщением информации, приемом сообщений, поступающих от граждан, организаций и предприятий по телефонам или лично, факсимильной связью или через Интернет, – говорит Сергей Кузнецов, начальник дежурной части МО МВД России «Серовский», майор полиции. – Следует отметить, что за сутки количество поступивших звонков (сообщений), порой, достигает восьми-девяти десятков. Для обработки большого массива сообщений ежедневно в дежурные сутки заступают две следственно-оперативные группы, в состав которых входят следователь либо дознаватель, сотрудники оперативных служб, эксперт-криминалист, полицейский- кинолог со служебной собакой, при необходимости к работе подключаются дополнительные силы – инспекторы по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные. На дежурстве всегда наряды патрульно-постовой службы, ГИБДД, при дежурной части – группа немедленного реагирования.
По каждому из сообщений дежурному ОВД необходимо организовать соответствующую работу: своевременно и правильно ориентировать наряды, оперативно собрать и направить на место происшествия следственно-оперативную группу, при необходимости подключить к реагированию на сообщение иные заинтересованные ведомства. Своевременно проинформировать о сообщении и проделанной работе в вышестоящий орган. Кроме того, сотрудники дежурной части осуществляют временное содержание задержанных граждан за совершение административных правонарушений. А это определенная специфика, когда наряд привозит, например, дебошира. Многие граждане, находясь в таком состоянии, начинают себя вести, мягко говоря, неадекватно: не выполняют законные требования представителя власти, пытаются причинить телесные повреждения. Приходится в соответствии с законодательством РФ применять физическую силу и специальные средства. Такие факты обязательно регистрируются. Это лишь небольшой перечень задач, стоящих перед сотрудниками дежурных частей.
Наверное, неспроста основными из предъявляемых требований к кандидату на службу в дежурную часть являются: наличие опыта работы в оперативных подразделениях, в должностях, связанных с принятием процессуальных решений, важны также личностные и деловые качества, которые способствуют поддержанию работоспособности сотрудника – стрессоустойчивость, поскольку часто приходится оперативно принимать решения в условиях форс-мажорных ситуаций, человек должен обладать большим объемом памяти, концентрацией внимания, так как необходимо одновременно удерживать и «перерабатывать» немалые потоки информации, иметь хорошую физическую подготовку, быть уравновешенным, с уважением относиться к каждому обратившемуся, вежливо и корректно, несмотря ни на что — стресс, бурю эмоций либо наоборот инертное состояние заявителя, в том числе находящегося в состоянии опьянения, отвечать на все интересующие вопросы.
4 телефона работают круглосуточно, проводится регистрация всех обращений.
Более 17 тысяч обращений принято сотрудниками дежурной части Серовского ОВД с начала 2016 года, с учетом сигналов, поступивших в дежурные части поселков Сосьва, Восточный и Гари, на сегодня их более 20 тысяч.
В дежурных частях территории обслуживания МО МВД России «Серовский», а их 4 – в городе Серове, поселках Сосьва, Гари и Восточный – несут службу более 20 сотрудников – начальники смен, старшие оперативные дежурные, помощники оперативного дежурного и инженеры-электроники. Немало среди них старожил, чей период службы в подразделении составляет более 15 лет. Соответственно, каждый из них прошел большую школу подготовки на право служить в подразделении, по праву называемом «Служба – дни и ночи».
– Хотелось бы подчеркнуть, что дежурная часть работает круглосуточно без выходных и праздников, – отмечает Сергей Михеев, заместитель начальника полиции Серовского ОВД, подполковник полиции. – Сотрудникам, порой, приходится слышать следующий комментарий: «Мы не стали обращаться в субботу, решили прийти в понедельник, так как думали, что в субботу и в воскресенье у вас выходные дни». Результат подобного поведения заявителей таков: драгоценное время для раскрытия преступления и, к примеру, возможность возвращения похищенного имущества владельцу упущены. Злоумышленник пользуется созданным самим же потерпевшим перерывом (несвоевременным обращением в полицию), успевает сбыть похищенное имущество, которое впоследствии вернуть хозяину оказывается затруднительно, либо вовсе невозможно. В очередной раз призываем граждан своевременно обращаться в полицию.
– Любой сигнал, поступивший в дежурную часть, принимается, регистрируется в книге учета заявлений и сообщений, проверяется, впоследствии по нему выносится соответствующее процессуальное решение. При приеме сообщения сотрудник выясняет все необходимые данные, обстоятельства происшествия. Понятно, что гражданам, находящимся в состоянии стресса, волнения, вопросы кажутся лишними, но это крайне важно, чтобы правильно отреагировать на сообщение: направить следственно-оперативную группу либо дежурный наряд для пресечения правонарушения, – продолжает Сергей Михеев. – Стоит отметить, что дежурный принимает меры реагирования, еще на этапе разговора с гражданином. В то время, когда заявитель рассказывает о случившемся, оперативный дежурный уже направляет наряд для проверки информации.
Основной вал сообщений о преступлениях составляют кражи имущества, причинение вреда здоровью. Многие горожане, особенно в состоянии опьянения, оставляют имущество без присмотра, не контролируют свое поведение, стараясь разрешить спорные ситуации кулаками, кроме того, сами же провоцируют граждан на конфликт. В ходе разбирательства следственно-оперативной группой устанавливается, что протрезвевшие участники конфликта не помнят, из-за чего он возник, но ведь вред здоровью уже причинен, возбуждаются уголовные дела. Обидчики привлекаются к уголовной ответственности. Особенно много подобных фактов регистрируется в выходные и праздничные дни, а также спустя 2-3 дня после праздников.
Большое количество сообщений поступает по фактам мошеннических действий с различными схемами обмана. К счастью, многие из них на сегодня остаются лишь сообщениями о нереагировании граждан на предложения аферистов. Но в среднем одна — две жертвы в месяц все же имеют место быть. Одно из последних: местная жительница, желая снять порчу, откликнулась на предложение женщины цыганской национальности, которая остановила и заговорила ее на улице. В результате проведенных манипуляций, женщина похитила у потерпевшей более 20 тысяч рублей. По факту возбуждено уголовное дело. Проводятся следственные и оперативные мероприятия.
Еще один пример, буквально, вчера с заявлением обратилась женщина, которая посредством Интернета приобрела сотовый телефон. Однако, после того, как она отправила деньги и выкупила заветную коробку на почте, внутри вместо мобильного аппарата обнаружила обычный стеклянный стакан. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица(!). Ущерб составил около 6500 рублей.
— Подобные преступления крайне сложно раскрыть. Поэтому следует быть осторожными при приобретении товаров через Интернет. Расчет должен производиться только при наличии товара, чтобы не приобрести кота в мешке, — продолжает разговор Сергей Михеев.
– Ваша работа, наверное не обходится без курьезов?
– В силу того, что приходится работать с разными категориями населения, бывают и курьезы. Часто поступают сообщения типа: «Сосед травит газом», «Меня кусают комары», «У соседей гогочут гуси». Бывает, что люди звонят, чтобы выговориться, например, сообщают дежурному ОВД, какие они принимают лекарства, что помогает, а что нет. Престарелые граждане звонят и интересуются, который час, уточняют, какое сегодня число, месяц, год. Тем не менее, все обращения регистрируются и записываются на регистратор, – говорит Сергей Кузнецов.
Более половины всех преступлений в текущем году было раскрыто в дежурные сутки – по «горячим следам». Полицейские говорят, что таких показателей удалось достичь во многом, благодаря слаженной, скоординированной работе дежурной части и нарядов полиции.
– Правильная, четкая организация деятельности по раскрытию преступления в дежурные сутки – это, практически, 100-процентная уверенность в том, что оно будет раскрыто в кратчайшие сроки, злоумышленник будет установлен и понесет заслуженное наказание. Именно по этому принципу за работой дежурной части осуществляется ежедневный контроль руководством ОВД, – подытоживают собеседники.
Поздравляем!
Хочется пожелать сотрудникам дежурных частей, а также всем сотрудникам органов правопорядка 100-процентной раскрываемости преступлений по «горячим следам», слаженной работы, чтобы каждый ощущал чувство локтя и поддержку коллег, тихих будней, стабильной, спокойной обстановки на территории оперативного обслуживания, надежного домашнего тыла.
Помни!
Полицейские напоминают, что зачастую граждане, в отношении которых было совершено преступление или правонарушение, своими действиями тормозят его раскрытие. Например, прибираются на месте преступления. Прибывает следственно-оперативная группа, эксперт- криминалист пытается изъять хоть какие-то следы преступного деяния, а их нет – вымыли. Уважаемые граждане, помните: важно оставить место преступления без какого-либо вмешательства, в том состоянии, в котором оно находилось в момент совершения противоправного деяния. При совершении преступления, правонарушения — необходимо незамедлительно обращаться в местное отделение полиции — телефон 02 (102 — с любого оператора сотовой связи). Телефоны «горячей линии» МВД России — 8(343) 358-70-71 и 8 (343) 358-71-61.
ТЕКСТ: Алексей Пасынков, газета «Глобус».